алена челядинова
Консультация «Готовность ребенка к школе»
Психологическая готовность к школе.
Для детской психологии первостепенное значение имеет формирование психологической готовности, развитие у детей психических процессов и свойств личности, вооружение знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Психологическая готовность подразделяется на :
• Интеллектуальная готовность ребенка к школе
• Социально-личностная готовность к школе.
Публикация «Консультация „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
• Волевая готовность ребенка к школе
Интеллектуальная готовность.
Ребенок, поступающий в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Долгое время об умственном развитии судили по количеству усвоенных знаний, умений, по объему «умственного инвентаря» ребенка, который выявляется в словарном запасе. Некоторые думают, что чем больше слов знает ребенок, тем больше он развит. Это не совсем так.
Следует учесть, что изменились условия жизни и семейного воспитания. Дети буквально «купаются» в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление.
Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития ребенка (Поддьяков Н. Н., 1990; Венгер Л. А., 1979).
Важное значение при подготовке ребенка к учебной деятельности имеет наличие у него зачаточных умений, требуемых в данной деятельности. Умения эти обеспечивают высокий уровень обучаемости. Характерной особенностью его является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Отечественные психологи Л. И. Божович (1979) и Л. С. Славина выявили, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко и имеет так называемую теоретическую направленность, у других она более связана с практической, бытовой деятельностью.
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Социально-личностная готовность к школе.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.
• Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
• Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль
• Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
• Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.
• Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д.
• Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Хорошо развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Волевая готовность.
Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника.
Его ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью. Наблюдения, беседы с учителями свидетельствуют о различном, часто еще недостаточном уровне этой готовности у поступающих в школу детей. Однако предпосылки для формирования ее имеются.
Его ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью. Наблюдения, беседы с учителями свидетельствуют о различном, часто еще недостаточном уровне этой готовности у поступающих в школу детей. Однако предпосылки для формирования ее имеются.
Характерной чертой этого периода является способность соподчинять мотивы своего поведения. Поэтому так важно еще в детском возрасте развивать способность не только действовать по моральным мотивам, но и отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекало.
Сложнее дело обстоит с произвольностью познавательной деятельности. Понадобятся время и педагогические усилия, прежде чем требования к ребенку со стороны взрослого, его программа (дать знания впрок, для будущего) превратятся в «собственную программу ребенка» (Л. С. Выготский). Зачатки этой способности начинают формироваться в старшем детском возрасте.
Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения детей является единство мотивационной и операционной сторон, т. е. характерного для ребенка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому, как показывают специальные исследования (Котырло В. К., 1971, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Необходимо формировать у детей стремление не отступать перед трудностями, а преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ребенку самостоятельно, лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетке управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств (Выготский Л. С, 1984).
Психологическая готовность.
Некоторым воспитателям и учителям может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, следует как можно больше внимания уделять занятиям, которые проводятся методами и приемами школьного типа, и не тратить времени на «несерьезные» дела: игру, конструирование, лепку, прогулки. Эффективность педагогических воздействий в работе со старшими детьми будет тем выше, чем более мы будем учитывать возрастные особенности этого переходного периода. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым в дальнейшем ошибкам.
Подготовка детей к школе наиболее успешно осуществляется не «школьными», а «дошкольными» методами. Особо важное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному, занимает игровая деятельность. Игра, будучи максимально свободной деятельностью, развивает мышление детей, восприятие, движения. В игре активно формируются, как уже отмечалось, предпосылки мотивационной готовности ребенка к школе.
Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учебная деятельность (особенно для овладения грамотой и математическими знаниями). Однако обучение старших детей достигает наибольшей эффективности тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребенка, специфики целей и методов детского воспитания. Обучение шестилеток проходит более эффективно, если, например, при усвоении основ математики им предоставляется возможность самостоятельно устанавливать отношения между величинами используемых игрушек, картинками и другими реальными предметами. Старшим дошкольникам легче освоить общепринятую метрическую систему мер, если предварительно, в процессе самостоятельной деятельности, они овладевают умениями пользоваться условными мерками.
Особое место в психологическом развитии старшего ребенка занимает общение его со взрослыми, которое имеет большое значение в формировании важных перемен, подготавливающих смену ведущей деятельности (игры на учение).
В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваивает особую позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это — ценные предпосылки для обучения в школе.
Итак, подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений.