Анна Андреевна Чеснокова
Говорящая среда как технология организации образовательного пространства спортивного зала в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Говорящая среда как технология организации образовательного пространства спортивного зала в дошкольном учреждении
«Среда, окружающая ребенка в детском саду,
Может стать средством развития его личности
Лишь в том случае, если педагог способен
организовать такую среду»
Э. Костина
Публикация «Говорящая среда как технология организации образовательного пространства спортивного зала в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от наших с вами способностей создать в спортивном зале благоприятный климат. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества. И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Слайд №2
Говорящая среда — это уникальный инструмент, позволяющий нам совершенно необычным образом изменить спортивный зал, своеобразный живой экран. Поэтому говорящая среда в нашем спортивном зале организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний. Предлагаю познакомиться с говорящей средой спортивного зала в нашем детском саду, который называется «Островок здоровья». И это название придумали наши дошколята.
Слайд №3
Мы с вами видим входную группу, которая встречает ребят по утрам на зарядке и перед Физической культурой. Как вы могли заметить, у нас есть стена "Будущие чемпионы". Все началось с того, что мы провели опрос среди воспитанников старших и подготовительных групп. Ребятам был предложен опросник "Каким видом спорта вы занимаетесь" и выяснилось, что у нас есть дети, которые уже профессионально занимаются различными видами спорта и имеют награды. Для того чтобы и другие ребята заинтересовались спортом, мы у родителей попросили фотографии детей с наградами. Внизу у нас натянуты нити, на которых ребята делятся своими новыми достижениями.
Слайд №4
Мы со вторым инструктором физкультуры периодически проводим опрос по выбору развлечения, где ребятам предлагается сделать свой выбор. Например: В начале декабря у нас встал вопрос, какое мероприятие провести с детьми в конце года. За помощью мы обратились к детям подготовительных групп. Ребятам были предложены 2 опросника для детей :
1) Где бы вы хотели участвовать?
2)Что нам для этого нужно?
По итогам детского голосования победил Новогодний квест и во время его проведения мы будем использовать инвентарь предложенный детьми
.
Слайд №5
Дети нарисовали наши портреты, которые теперь висят у нас в спортивном зале и написали по несколько прилагательных, характеризующие нас.
Слайд №6
В каждой группе есть свои правила приветствия. И мы решили придумать свои. На входе в спортивный зал у нас появились картинки с вариантами приветствия. Когда мы их вешали, то еще не совсем понимали, как это воплотится в жизни, но наши опасения были напрасны. Ребятам очень понравилось наше нововведение и теперь это не просто приветствие, но и своеобразная эмоциональная настройка на двигательную деятельность.
Слайд №7
Нам хотелось дать детям больше инициативы и самостоятельности. Так у нас появилась доска выбора. Этот выбор представляется 1 раз в месяц. Детям старших и подготовительных групп предоставляется право выбора, как пройдет двигательная деятельность. Воспитанники голосуют или за проведение НОД под музыкальное сопровождение или его может провести ребенок, выбранный детьми.
Слайд №8
У нас в зале появилась магнитная многофункциональная доска в виде футбольного поля.
1) На этой доске с помощью магнитиков можно объяснить воспитанникам правила новой игры (могут применять воспитатели или педагоги по доп. образованию)
2) Правила поведения в спортивном зале нарисованные детьми, правила обновляются согласно возникающим проблемам.
3) Рефлексия. На доске есть 3 человечка:
-человечек с кубком победителя - означает, что у ребенка все получилось на 100% и он чувствует себя победителем;
- Человечек улыбающийся - означает, что у ребенка все получилось;
- человечек с нейтральным выражением лица - означает, что у ребенка возможно что-то не получилось.
Рефлексия помогает узнать инструктору как прошла деятельность и сделать соответствующие выводы.
Слайд №9
Правила пользования инвентарем. Ребята подготовительных групп нарисовали нам их. Теперь сверстники и младшие ребята, смотря на рисунки и понимают, что нужно делать и как пользоваться данным инвентарем.
Слайд №10
Выставка рисунков и подарков
Воспитанники часто приносят нам свои рисунки или поделки, и они хранились в нашем кабинете. Подумав мы решили, что нам просто необходимо место для детских работ, так у нас появилась выставка детских работ. Теперь наши воспитанники видят, что их подарки очень ценны для нас.
Мы ребят попросили написать, что такое спорт и теперь эти высказывания украшают наш спортивный зал.
Слайд №11
В нашем спортивном зале появилась своя традиция.
В течение недели ребята зарабатывают «+» за свою активность и по итогам выбирается команда недели.
«+» группа может получить или не получить за соблюдение правил во время физической культуры и утренней гимнастики (наличие формы у воспитанников, дисциплина, выполнение упражнений, также может учитываться победа в соревнованиях проводимых в детском саду.
Фотографию победившей группы вставляем в рамку и у этой группы, целую неделю, находится переходящее знамя.
А еще для фотографии ребенка, который победил на соревнованиях или как-то отличился в спортивном плане, тоже есть место рядом с командой недели.
Слайд №12
Автодидактика по физическому развитию у нас находится в кармашках под доской. У нас есть карточки с кинезиологическими упражнениями «Повтори за мной», карточки с упражнениями нарисованными детьми для игры «Попади в цель», игры нарисованные детьми для выбора с помощью кубика, Волшебный чемодан.
Карточки – игры нарисованные детьми для выбора с помощью кубика мы используем в конце НОД. Ребята выбирают игры, в которые они хотели бы поиграть и с помощью кубика делают выбор. Игры меняются и дополняются.
Автодидактикой могут воспользоваться воспитатели во второй половине дня или для проведения занятия на улице.
Воспитанники тоже могут воспользоваться автодидактикой, когда проводят НОД самостоятельно.
Слайд №13
Опросники
«Каким видом спорта я занимаюсь», «Что я могу показать», «Что я могу изменить в спортивном зале»
Где дети написали свое имя, номер группы, вид спорта – благодаря опроснику №1 у нас появилась рекреация «Будущие чемпионы».
Благодаря опроснику №2 мы составили план показательных выступлений наших воспитанников своим сверстникам.
Благодаря опроснику №3 у нас появились изменения в спортивном зале, которые придумали дети.
Слайд №14
Центр ГТО
В нашем детском саду идет проект ГТО – с детства к Победам!
Цель: заинтересовать детей старшего возраста подготовиться и сдать нормативы ГТО.
На 1 этапе с дошкольниками проводилась работа для того, чтобы они захотели узнать, что такое ГТО и чтоб у них возникло желание сдать нормативы. Для этого нами были проведены беседа и показана презентация.
На детском совете была составлена модель 3 вопросов и интеллект-карта посвященная ГТО.
У нас в спортивном зале появился центр ГТО.
Ребята помогли нам нарисовать и подписать обязательные испытания и испытания по выбору.
Нами были разработаны индивидуальные карточки участников ГТО. Ребята самостоятельно подписывают их (пишут свое имя, № группы, гендерную принадлежность, ID номер записываем мы сами).
Проект у нас долгосрочный, поэтому Центр ГТО еще будет пополняться. На данный момент 23 воспитанника сдали нормы ГТО на серебряные и бронзовые значки.
Слайд №15
Уголок уединения
Уголок уединения появился в нашем саду относительно недавно. Уголок
уединения _ это детская палатка с мягкими подушками внутри, рядом находится планшет с бумагой и фломастерами для рисования и на бордюре у нас лежат книги. Э тот уголок был создан как место для отдыха. Я думаю у вас тоже бывают дети у которых есть освобождение после больничного и вот вместо того чтобы сидеть на скамейке ребенок может порисовать, посмотреть книгу или просто отдохнуть в палатке. А еще это прекрасное место чтобы успокоится.
Доска для инструкторов. Здесь мы записываем ближайшее запланированное мероприятие, расписание на день НОД и дополнительных занятий.
Пространство в нашем спортивном зале можно назвать живым. Так как оно меняется.
Правильно организованная, «говорящая среда» дает нашим детям возможность почувствовать себя в спортивном зале полноправными хозяевами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.
Эта, проверенная практикой технология, дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития наших воспитанников — физическом и духовном развитии, способствует формированию познавательных интересов и позитивному личностному росту!