МААМ-картинки

Консультация для родителей «Грамотная речь формируется с детства»

Елена Носкова
Консультация для родителей «Грамотная речь формируется с детства»

Консультация для родителей (младшая группа)

Учитель-логопед Носкова Е. Е.

Грамотная речь

формируется с детства.

Правильная, выразительная речь – это портрет человека.

Что же такое «Речь»?

Речь— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

• Устную речь (говорение и слушание);

Публикация «Консультация для родителей „Грамотная речь формируется с детства“» размещена в разделах

• Письменную речь (письмо и чтение)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят все звуки речи, строят предложения, могут рассказать знакомую сказку, а другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, не могут выразить свои мысли. Таких детей большинство.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, взрослыми.

Таким образом, развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

Вся речевая система представлена следующими компонентами: звуковая сторона речи, фонематический слух, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Отставание или нарушение развития хотя бы одного из компонентов речевой системы влияет на формирование других сторон и речи в целом.

Звукопроизношение.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л] («лак») на мягкий [Л’] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука», то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть взаимозаменяемыми; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С’-Щ].

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Упражнения для губ и щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок»

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

1. «Улыбка»

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. «Хоботок» («Трубочка», «Слоник»)

Вытягивание губ вперед трубочкой.

«Улыбка – Трубочка»

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. «Заборчик» («Лягушка»)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. «Бублик» («Рупор»)

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

Упражнения для языка

1. «Птенчики»

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Блинчик»

Шлепаем язычок губами и произносим пя-пя-пя, затем открываем рот и удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе.

3. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

4. «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

5. «Лошадка»

Рот открыт, губы в улыбке, щелкаем язычком.

6. «Качели»

Качаем язычок вверх-вниз.

Очень важным для правильного произношения звуков является речевое дыхание. Научите ребенка дуть спокойно, длительно, не надувая щеки.

Предложите ребенка подуть на ватку, пушинку, снежинку и т. д.

Фонематический слух

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи.

В младшем дошкольном возрасте работа по формированию фонематического восприятию направлена на развитие у детей умения, прежде всего, различать неречевые звуки (шум машины, стук в дверь, шуршание пакета и др).

Игра «Чем звенели?»

Предложите ребенку угадать, чем звенели.

Можно использовать погремушки, колокольчики, разные музыкальные инструменты.

Вместе с работой над фонематическим восприятием осуществляется работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью.

Игра «Кто как говорит?»

Попробуйте произнести одну и ту же фразу разными голосами, например, как мышка, медведь или волка, а ребенок попробует отгадать кто так говорит. Расскажи стихи с разной интонацией (как робот, принцесса и пр.)

Эти и многие другие игры на тренировку слухового восприятия готовят ребенка к успешному овладению звукопроизношением и создают базу для овладения грамотой.

Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами, нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется расширять и систематизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

Дети довольно быстро запоминают название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов: у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая).

Также рекомендуется обогащать словарь названиями частей суток, времен года, домашних и диких животных и их детенышей, птиц, рыб, овощей и фруктов и т. д.

Игра «Чудесный мешочек»

Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Это могут быть предметы из разных лексических групп. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

Также ребенок сам может разбирать предметы из мешочка и рассказывать о них.

Например

Это мячик. Он красный, большой, резиновый. Мячик можно кидать, ловить, пинать.

Игра «Подскажи словечко»

Предложите ребенку выбрать картинку и ответить на вопрос. Например, какая кошка? (серая, пушистая, красивая, усатая, что делает? (спит, мурлычет, мяукает, лакает молоко, ловит мышей, царапается).

Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

В младшем дошкольном возрасте дети могут правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учатся употреблять существительные с предлогами; существительные и глаголы в форме единственного и множественного числа; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Желтая рубашка, зеленый мяч, красное ведро.

Игра «Прятки»

Предложите ребенку отгадать кто где прячется: на столе, под стулом, за дверью, у шкафа и т. д. Взрослый задает вопрос (Где спрятался мишка, а ребенок отвечает.

Игра «Кто у кого?»

Кто у утки? (утенок, а если их много (утята).

Кто у лисы, у козы, у зайца? И т. д.

Связная речь.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Все компоненты речевой системы являются базой для формирования связной речи у детей.

В младшем дошкольном возрасте в основном преобладает диалогическая речь. Ребенок 3 лет активно вступает в диалог, задает вопросы, и сам способен давать ответы и высказывать свое мнение. К 4 годам он уже начинает осваивать монологическую речь, может описать предмет и рассказать о каком-то событии, пересказать сказку или небольшой рассказ, прочитать стихотворение.

Хорошим стимулом для развития связной речи является чтение детям художественной литературы и беседа о прочитанном.

Всегда помните, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного. Говорите с ребёнком медленно, четко, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение, речевые навыки.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот.

Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен своей индивидуальностью

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Грамотная речь формируется с детства»
Опубликовано: 17 мая 2021 в 22:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД