МААМ-картинки

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ольга Пряникова
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Наше учреждение с 2011года является экспериментальной площадкой НИРО по теме: «Воспитание основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста». Необходимость эксперимента обусловлена появлением новых задач и приоритетных направлений в области российского образования. В числе основных приоритетов обозначена организация эффективного гражданского и патриотического воспитания, которое необходимо начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребенка, формируется представления о себе, осознание своей принадлежности к определенному полу, семье, народу, государству

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как процесс:

• формирования гражданско-патриотических знаний, взглядов и

убеждений патриотического характера;

• формирования эмоционального положительного отношения и чувства

сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа, воспитание любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

• а также формирования практических умений и навыков,

необходимых для самостоятельной деятельности гражданско-патриотического характера (готовности к труду и защите родной земли).

В тоже время, наряду с обозначенной государством необходимостью гражданско- патриотического воспитания с дошкольного возраста, отсутствует единый подход к концептуальной, содержательной и технологической сторонам этого процесса в детском саду.

Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования.

В начале учебного года с целью изучение уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма посредством диагностических методик Е. А. Казаевой проводился мониторинг.

По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития компонентов патриотизма, особенно поведенческого, имея некоторые представления гражданско-патриотического характера, не могут реализовать это в реальной действительности.

Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей работы с дошкольниками.

Для решения поставленных задач была разработана методика работы, опирающая на подходы Н. Г. Комратовой, О. ОЛ. Князевой, М. Д. Маханевой и состоящая из трех основных этапов:

На 1 этапе осуществлялось формирование знаний, умений и чувств гражданско-патриотического характера

На 2 этапе – закрепление, уточнение полученного опыта

На 3 этапе – обобщение опыта

Система работы по гражданско-патриотическому воспитания включала несколько проектов:

Проект «Семейный очаг» : Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относится к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Уважение к старшим всегда считалось одной из главных добродетелей русского человека.

В рамках подпроекта: «Загляните в семейный альбом» детям вместе с родителями было предложено заглянуть в свои семейные альбомы, рассмотреть фотографии родственников, послушать рассказы о них: кем они были, как жили, какие были у них традиции. Узнать историю образования семьи, родословную. Интерес к своему прошлому, к корням, настолько захватило детей и родителей, общими усилиями была оформлена одноименная выставка, где разместились фотографии нескольких поколений, а также фото семейных традиций, которых придерживаются и сейчас. Детские проекты были собраны в общий альбом, который хранится в группе. При желании дети могут вновь и вновь прикоснуться к истории своей семьи.

В ходе работы над подпроектом «Расти здоровым» дети поделились своими знаниями о здоровом образе жизни, о том, что делают в их семье, чтобы оставаться здоровыми. Родители охотно делились секретами семейного оздоровления: о пользе здорового питания, о закаливании с помощью воды и воздуха, о ценности русской бани. Для подробного ознакомления и доступности в использовании, все рецепты оздоровления были собраны в «Сундучок полезных советов» и размещены в родительском уголке.

В рамках подпроекта «В мире профессий» дети узнали, что мир профессий – необычный мир. В нем живут не просто люди, а представители разных профессий. Знакомство с ним началось с профессиями своих родителей. Мама Егора Р. рассказала ребятам о труде парикмахера. Она показала, как её работа делает людей красивыми. А организованная фотовыставка познакомила детей и с другими профессиями. У ребят появилось чувство гордости за своих родителей и их труд, который приносит пользу людям и стране.

Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Славный Нижний», который начали с изучения своего родного Московского района. Для знакомства с одним из крупных заводов микрорайона послужила беседа «Где строят самолеты». Выяснилось, что у многих детей на «Соколе» работали родственники. Была устроена выставка фотографий. Дедушка Ромы рассказал о конвейерном способе изготовления самолетов, показал фотографии основных этапов. Далее состоялась экскурсия к памятнику – самолету. В библиотеке им. Заломова, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Сокол», Московский район стал современным городским районом, а раньше здесь по берегам реки Левинка располагалась деревня Княжиха. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района (Мечникова, Панфиловцев, Баранова, беседы о знаменитых людях, в честь которых они названы. Дети узнали значение слов: земляки, нижегородцы, горьковчане, горожане.

При знакомстве с историей возникновения и достопримечательностями Нижнего Новгорода вместе с детьми рассматривали иллюстрации, читали, строили, рисовали современные и старинные дома, Кремль, герб города. Интерес детей к этой теме проявился в продуктивной деятельности: дети собирали самолеты из конструктора, рисовали, изготавливали из бумаги и строительного материала.

. В рамках подпроекта «Чистый город» организовывались экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка - зеленая иголочка». Ведь патриотизм проявляется в том числе, и в том, для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе, красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.

Действенным средством патриотического воспитания является русская народная культура. В рамках подпроекта «Хлеб – наше богатство» дети узнали о роли хлеба в жизни человека. Наши предки – славяне жили в деревнях, работали на земле и питались тем, что выращивали сами – это хлеб, крупы и овощи. Сложилась поговорка: «Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной – батюшка родной». С древнейших времен выращивание и выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Сколько труда стоило вырастить хлеб, а потом испечь высокий и пышный каравай. Такое отношение к хлебу хотим сформировать у детей. На Руси говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Ребята и сами стали маленькими кондитерами. Вместе с педагогами группы приготовили тесто для пирога. На кухне повара испекли пирог, который с удовольствием пробовали сами дети и угощали взрослых. Такого вкусного пирога наши воспитанники не ели никогда, ведь испекли они его на день рождения группы своими руками! Опыт приготовления изделий из муки продолжился и дальше - плюшки на Рождество, жаворонки – для встречи перелётных птиц.

В подпроекте «Как у нас в светелке» дети познакомились с предметами русского быта, фольклорными песнями и танцами, народными инструментами, национальными костюмами. Своими руками изготовили кукол - Мотанки из ткани и разучили русские народные игры. Дети и родители принимали активное участие в подготовке праздников, костюмов, обстановки.

В рамках проекта «Родины сыны» был создан мини-музей «Богатырская наша силушка», в котором были представлены игрушечные модели богатырских доспехов, металлические солдатики-богатыри, книги, видео-фильмы. Мама одного воспитанника сшила костюмы трех богатырей. Примеряя их, беря в руки, мечи и щиты, дети создавали живые картины «Три богатыря». В творческой мастерской мастерили Змея Горыныча, а затем создавали другую живую картину - «Битва со Змеем».

В рамках подпроекта «Они защищали Родину» организовали мини-музей «Боевой Славы», куда многие дедушки и папы предоставили семейные реликвии (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги, фото со времен службы в армии, боевых действий в горячих точках, военные трофеи: фляжки, ремни, погоны). Итогом работы была презентация детских проектов «Защитники в моей семье», где дети демонстрировали фото своих пап, дедушек, прадедушек, рассказывали об их службе. Интересной формой работы стало создание в группе фотоколлажей «Мой папа - самый лучший». Работала выставка семейных поделок военной техники «Мы с папой - мастера».

Таким образом, поставленные задачи решались в различных видах деятельности. Для отслеживания динамики уровня было проведено повторное обследование детей. В его проведении использовались те же задания и методы, что и в начале года. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :

• повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;

• сформировалось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;

• повысилось стремление к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, справедливость во взаимоотношениях;

сформировались личностные качества: чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину

Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО» Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО. «Патриотизм — чувство самое стыдливое и.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: - изучить.

Гражданско-патриотическое воспитание в детском садуГражданско-патриотическое воспитание в детском саду Гражданско – патриотическое воспитание в детском саду. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного.

КВН «Природа и нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»КВН «Природа и нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Доброе время суток всем!Недавно у нас в группе прошел КВН. Основу сценария нашла в интернете, отредактировала, добавила свой материал. Проведена.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического,социального государства, уважающих права и.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) Актуальность: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит.

Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Актуальность выбранной темы. 3. Тема проекта 4. Вид проекта 5. Цель проекта 6. Гипотеза 7. Объект 8. Предполагаемый.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Очень важно воспитывать детей в духе патриотизма, рассказывать им о Дне Победы, о героях войны, о защитниках Отечества в прошлом и в настоящее.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние и на современное воспитание и образование молодого поколения нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 29 января 2016 в 10:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД