Папки-передвижки

Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии

татьяна першина
Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Обучение является основной категорией педагогики и, в целом, представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения. Так написано в учебниках педагогики [1].

Публикация «Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии» размещена в разделах

Среди многочисленных и разных проблем педагогической теории и практики есть такие, которые возникают вновь и вновь, требуя новых решений на каждом этапе развития системы образования. Таковыми являются вопросы организации труда обучающихся, разработки более совершенных организационных методов, приемов, форм обучения и учения, т. к. передать и тем более получить знания и умения невозможно. Человек владеет лишь тем, что добывает сам благодаря собственному труду.

Задача научить обучающихся самих себя учить имеет давние исторические корни. Об этом высказывались Сократ [2], А. Дистерверг [3], К. Д. Ушинский [4], Д. И. Писарев[5] и др. начиная со второй половины XIX века, в связи с изменением целей воспитания психологи и педагоги обратили серьезное внимание на проблему формирования у детей умения учиться.

Сегодня активно ведутся поиски эффективных путей обучения школьников и в нашей стране, и за рубежом. При общей направленности, они, тем не менее, отличаются способами осмысления проблемы и предлагаемыми вариантами решения.

Урок – это основная организационная форма учебного занятия в школе. В ходе урока и через него получают реальную конкретизацию основные принципы, методы и средства обучения, с помощью которых содержание образования воплощается в жизнь. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Главное на современном уроке – самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач, имеющих жизненно-практическую направленность. В связи с этим на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются работа в парах, коллективные формы работы, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.

География как учебный предмет обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения. Этому способствует интересное содержание предмета, возможность изучать его в разном темпе и с применением современных средств обучения (в том числе ИКТ). Это заставляет перейти к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Объектом настоящей статьи является групповая форма работы учащихся как педагогическая технология, предметом – особенности групповой работы на уроках географии.

Технология групповой формы работы, которую я использую в своей педагогической работе, обеспечивает активную учебную деятельность учеников, эффективность усвоения учебного материала.

При организации групповой формы работы я учитываю возраст учащихся и склонности к различным видам совместной деятельности. Групповая работа может быть в парах и в малых группах – 4-6 человек. Это зависит от уровня трудности изучаемого материала или задания. Группы формирую обычно или по желанию детей, или в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также от их успеваемости. Лидер или консультант в группе назначается учителем или выбирается учащимися. Он совместно с учащимися распределяют роли в выполнении работы. Групповые работы выполняются обычно в три этапа.

Первый этап – подготовительный, во время которого учащиеся распределяются на группы. Определяются лидеры или консультанты, учителем разрабатываются задания, отбираются средства обучения и формулируются познавательные задачи. В завершение этого этапа проводится инструктаж по выполнению работы.

Второй этап — самостоятельная групповая работа по выполнению задания, обсуждению полученных результатов и составлению группового отчета.

На третьем этапе организую обсуждение в классе результатов групповых самостоятельных работ, заслушивание отчетов. В завершение работы обобщаю итоги работ групп и оцениваю выполненную работу.

Мой опыт показал, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования [6] :

1. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

2. Содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения.

Подбираю в материале те разделы, которые наиболее удобны для группового изучения, и представляю его в форме проблем, предназначенных для самостоятельного решения обучающимися.

Предлагаю следующие типы задач для группового обучения : задания на поиск путей достижения цели (Приложение 1, задания проблемного характера (Приложение 2, задания, формирующие умения сравнивать, сопоставлять (Приложение 3).

Наиболее удачно групповая работа применяется при изучении объемного материала по географии в старших классах, где требуется охарактеризовать отдельные компоненты природы, экономику стран, например, «Центральный экономический район», «Развитие транспорта мира»; на факультативных курсах «Географический источник» при изучении энциклопедий, карт путешественников, дневников наблюдений; на уроках-практикумах при работе с контурными картами и т. д. В среднем звене групповую работу применяю при повторительно-обобщающих уроках (состязания команд).

В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей.

Ученик на уроке может оценивать не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, провожу рефлексию: самоанализ собственных мыслей, действий, связанных с изучаемым материалом. Для этого даю задания на систематизацию и обобщение знаний по изученному материалу (Приложение 4). Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Прошу также учеников оценить эффективность коллективной работы. Вместо рефлексии могу провести анкетирование. Называю варианты ответов на вопросы, ребята же ставят нужную цифру. К примеру:

Работая в группе, вы общались, как это влияло на результат:

– работа стала более эффективной;

– это тормозило процесс;

– в работе мы допускали неточности;

– не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Анализ результатов анкетирования помогает мне быстро подкорректировать особенности работы, когда вновь прибегну к групповой форме организации обучения.

Применение мной групповой формы организации учебной работы позволило мне сделать следующие выводы:

– дети учатся умению сотрудничать и достигать результата путём совместной деятельности;

– учатся умению взаимодействовать друг с другом в труде, помогать и распределять обязанности;

– учатся видеть частное в целом и целое в частном;

– развивают творческое мышление, фантазию ребёнка;

– мотивируют на учение, совершенствование своих умений.

Творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей важную основу для развития личности через общение, сотрудничество. Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. «Плохой учитель преподает истину, хороший учитель учит ее находить»[7].

Публикации по теме:

Дежурство-как форма организации труда детей Дежурство как форма организации труда детей Важную воспитательную ценность имеет эта форма организации детского труда, как благотворно она.

Акмеологический аспект организации акций как форма партнерского взаимодействия с семьей Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Акция – это одна из интерактивных форм работы с родителями.

Технологические карты организованной учебной деятельности в рамках кружка по ИЗО деятельности (старшая группа) Технологическая карта организованной учебной деятельности. (старшая группа). Образовательная область: «Художественное творчество». Тема:.

Технологические карты организованной учебной деятельности в рамках кружка по ИЗО деятельности (подготовительная группа) Технологическая карта организованной учебной деятельности.. Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Осенний букет».

Технологические карты организованной учебной деятельности в рамках кружка по ИЗО деятельности (средняя группа) Технологическая карта организованной учебной деятельности. (средняя группа) Образовательная область: «Художественное творчество» Тема:.

Картотека «Сказки-шумелки». Форма организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников "Сказка про овечку" Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону. Сначала по травке, - шуршим пакетом Потом по камушкам,.

Консультация «Игра-форма организации детской жизни» КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИГРА- ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ». Игра- доступная каждому ребёнку деятельность, служит и своеобразным общим языком для.

Лэпбук-новая форма организации образовательной деятельностиЛэпбук-новая форма организации образовательной деятельности «Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности» Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного.

Музыкально-театральная форма организации художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста В образовательном пространстве детского сада можно использовать разные культурные практики. Одним из таких направлений является музыкальная.

«Детский совет» как форма организации детей в ДОУ Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» I. План проведения педагогического совета: 1. Тематический контроль.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 17:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД