Папки-передвижки

Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике

Гулмира Конева
Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике

Характеристика инновационных методов и форм обучения

дошкольников математике

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов обучения.

Публикация «Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике» размещена в разделах

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемым комплексом эффективных методов обучения.

Самые эффективные на сегодняшний день методы обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых случаях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким методам из ряда традиционных можно отнести игру, методы проблемного изложения знаний, а из ряда инновационных - коммуникативные методы, методы исследования, поиска, моделирование и др. В педагогических системах В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой и др. представлен грамотный подбор традиционных и инновационных методов.

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике относятся к традиционным и, как было сказано в предыдущем параграфе, в основном используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи, как указывает в своих работах А. М. Леушина, позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки. 5, с. 187

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить ка-кую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.). Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое). 5, с. 188

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Метлина Л. С. в разработанном ею комплексе занятий предлагает воспитателям выяснить с детьми, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний. 6, с. 49

Математические представление «равно», «не равно», «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения количественных совокупностей. Дети старшего дошкольного возраста могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяют большее внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач од-ного типа, как объясняется в работах Л. Венгера, производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. 1

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста, как доказывает это Л. Венгер, повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?» [1

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Ерофеева Т. Л. считает, что существенное значение имеет отработка в речи новых способов умственных, математических действий. Поэтому в ходе работы с раздаточ-ным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате. 2, с. 108

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку, как рекомендует Ерофеева Т. Л., можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр., а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа. [2, с. 110]

В старшем дошкольном возрасте начинают активно использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению. В книге «Математика для дошкольников Ерофеевой Т. Н., Павловой Л. Н., Новиковой В. П. приводится перечень таких игр с методическими комментариями : «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет?» и т. д. [3 с. 188

В исследованиях отечественных педагогов и психологов всегда подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обу-чения. В играх, доказывают в своих исследованиях Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л., актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников. 4, с. 103

В работе с детьми используются дидактические игры с народными иг-рушками - вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращает особое внимание в своих исследованиях Щербакова Е. И. : в большую мат-решку можно поставить маленькую; в большой куб — маленький; чтобы сде-лать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. [9, с. 186] Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.). 9, с. 188

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения мате-матических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за елочками» и др.). 9, с. 189

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения, как указывает в своих публикациях Микляева Н. В., чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морков-кой (сравнение двух групп предметов путем наложения, дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них. 7, с 221

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует, по мнению Микляевой Н. В., усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы, либо словесными (словами-числительными). 7, с. 227

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу, чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такой современный метод работы, как моделирование. Процесс моделирования — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов : символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики, объемные модели, макеты.

Использование метода моделирования, как указывает Г. А. Репина, помогает решать комплекс очень важных задач:

• развитие продуктивного творчества детей;

• развитие высших форм образного мышления;

• применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

• закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

• создание условий для делового сотрудничества;

• активизация математического словаря детей;

• развитие мелкой моторики руки;

• получение новых представлений и навыков в процессе работы;

• наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей. [8]

Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Анализ теоретической литературы и практической деятельности воспитателей показал, что отсутствие разработки методических аспектов современной методики математического развития ребенка дошкольного возраста при одновременном расширении границ арифметического содержания дошкольных программ математического образования приводит к тому, что воспитатели часто используют неподходящие, устаревшие и попросту неверные методические подходы к обучению детей этому материалу, поскольку не имеют методической подготовки в обучении математике на основе развивающих подходов. Это приводит к тому, что дети усваивают множество неадекватных представлений математического характера, и по приходу в школу детей необходимо переучивать, что, естественно, не является простым и легким процессом, связано с потерей времени, а также - потерей интереса детей к математике.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных (дидактические и логические игры, решение математических задач) так и инновационных (моделирование, математические сказки, эксперименты). При подборе наиболее эффективных методов и приемов обучения и развития исходить их дидактической цели и программных задач, особенностей детей группы, уровня их развития, а также учитывать потенциальные возможности дошкольников в области математических представлений.

Литература

1. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10.-с. 48. (5)

2. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996 - № 2.-с. 17. (10)

3. Ерофеева Т. Н., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., Просвещение, 1997. (11)

4. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с. (15)

5. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1974 (16)

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984. - 156

7. Микляева Н. В., Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования /Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Издательски центр «Академия», 2015. – 352 с. (20)

8. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. – М. : ТЦ «Сфера», 2008 (33)

9. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Уч. пособие. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015 (42)

Публикации по теме:

Формирование оздоровительных форм и методов как фактор укрепления здоровья дошкольниковФормирование оздоровительных форм и методов как фактор укрепления здоровья дошкольников Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в.

Формирование навыков устного счета путем применения интерактивных форм и методов обучения Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо.

Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Обновление форм, методов взаимодействия с детьми и родителями в вопросах формирования законопослушного поведения дошкольников Поведение, как моральная категория. Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного.

Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников» Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников» Цель: Систематизация знаний педагогов об.

Содержание форм и методов формирования у дошкольников нравственных ценностей «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Вклад Нины Павловны Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников изобразительной деятельности [ Консультация «О вкладе Н. П. Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности».

Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. " В современном мире значительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике
Опубликовано: 10 июля 2018 в 18:13
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД