Лучший педагог года

Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста

Алёна Ганкевич
Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников.

2. Дать характеристику методу моделирования.

3. Рассмотреть виды и функции моделей.

4. Рассмотреть этапы овладения детьми моделями

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод моделирование. Это происходит потому, что ребенок, выступающий, как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Публикация «Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Многочисленными исследованиями А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И. М. Сечинов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И. М. Сечинова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических.

Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л. И. Айдарова) и эвристическая функция (В. В. Давыдов, А. У. Варданян, Л. М. Фридман и др.)

Эффективность применения моделирования в дошкольном возрасте была доказана рядом психологических и педагогических исследований (Л. А. Венгер, Е. Е. Сапогова). Они раскрыли возможности исследования наглядных моделей в обучении дошкольников грамоте, формировании математических представлений, ознакомлении с трудом взрослых. Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

Исследователи (Л. А. Венгер, Г. А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т. д., однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи "замещаемое - замещающее"; некоторых правил моделирования, замещении содержания, видоизменении готовых моделей.

Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. В этих формах деятельности ребенок осваивает разные алфавиты и синтаксисы, если пользоваться терминологией знаковых систем (Н. Г. Салминой, и они сами становятся предметом анализа. Одно и тоже содержание ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т. д.

Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.

Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах.

Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой деятельности.

Третий этап становления знаково-символической деятельности - умственное экспериментирование. Знаково-символическая деятельность приобретает функцию опережающего отражения действительности, прогнозирования, предвидения. Именно здесь максимально полно реализуется функция знаков как усилителей человеческих способностей в реальном мире. Здесь лежат широкие возможности развития креативности, творчества как усиление субъектом самого себя (Н. Роджерс)

Кроме того, третий этап характеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическая деятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация и обобщение (Н. Г. Салмина). Рассмотрим их особенности.

Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное воспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением, как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметов разнозначными предметами.

Кодирование (декодирование) - вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается в переводе реальности на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации. В кодировании могут использоваться любые заместители.

Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей, осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Моделирование - знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счёт оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные элементы.

• Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов).

• Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Содержание моделирования заключает в себе опосредственное, практическое или теоретическое обследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении, и дающая при его исследовании в конечном итоге, информацию о самом модулируемом объекте (И. Б. Новиков).

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л. М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Результаты исследований показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

формирует цельное представление об экосистемах и временах года;

способствует развитию продуктивного творчества детей;

содействует развитию высших форм образного мышления.

Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина, В. В. Запрожца, Н. Н. Поддъякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л. А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей «являются действия пространственного моделирования – построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям».

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

В дидактике выделяют три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, план помещения (автор С. И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно – схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Полезна демонстрация картонных моделей, на которых изображено одно из закономерных и широко распространённых явлений животного мира – защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая (модель бабочки «павлиний глаз»).

Третий вид - графические модели, обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы и т. п.). Этот вид моделей используется в основном в школе.

Л. М Фридман выделяет следующие виды моделей: модель – заместитель, модель – представление, модель – интерпретация, модель исследовательская.

В зависимости от материала модели делятся на два основных вида: материальные и идеальные.

К статическим относятся модели, геометрически подобные оригиналам, они передают пространственные особенности оригиналов в определённом масштабе (макеты домов, модели самолётов). К динамическим относятся такие, которые воспроизводят какие – то процессы, явления (модель реки и будущей плотины). Идеальные модели делятся на три вида: образные или иконические (рисунки, чертежи); знаковые (знаково-символические); мыслительные (умственные) – представления о каком – либо явлении, предмете или процессе, выражающие теоретическую схему моделируемого объекта. Создание материальных и идеальных (образных и знаково-символических) моделей производиться на основе предварительного создания моделей – наглядных образов моделируемых объектов.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

быть простой и доступной для создания и действия с ней;

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов).

Функции моделей

Название функции Характеристика функции

1 Гносеологическая Средство познания нового

2 Эвристическая Способ познания, предвосхищение его

3 Рационалистическая Упорядочивание и схематизация представлений

4 Критериальная Описание явлений, интерпретация теории

5 Измерительная Определение проявления свойств, отношений действительности

Не все функции моделей реализуются в работе с детьми дошкольного возраста. Л. А. Венгер В. С. Мухина и др. отмечают, что по мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и структуре моделирования – модели начинают использовать в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции.

С. Ф. Гробов и Е. В. Чудинова дают подробную характеристику функций:

Первая как исторически наиболее ранняя функция состоит в фиксации выделенных внечувствительных отношений между реальными объектами мира и действий с этими объектами. На этом этапе модель неотделима от схемы общего способа действий или структуры объекта. Как структура объекта, так и общий способ действий с объектом представляются в схеме в виде зафиксированных отношений, выявленных путём анализа действий с объектом и не данных в непосредственном чувственном опыте. Знаковые формы, которые может принимать модель, разнообразны – это формулы, схемы, графики, чертежи, пространственные макеты и пр.

Вторая функция модели обнаруживается, когда модель начинает систематически использоваться как средство для постановки новых задач, для получения нового знания об исследуемом объекте.

Третья функция заключается в переходе к собственно моделированию как «обратному воздействию» на реальность, наличие сразу нескольких принципиально разнокачественных моделей «одной» реальности даёт возможным выделение реальности как ограниченной определённым способом рассмотрения и ставит её в симметричные отношения с собственными моделями: реальность может быть рассмотрена как модель своей модели.

Четвёртая функция предполагает использование модели как средства представления собственно исследующего действия. При таком использовании модели фиксируется траектория собственного познавательного движения.

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, и прежде всего учитывая преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, преимущественно реализуются первые две функции моделей.

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

• начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

• целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

• обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Список использованной литературы:

1. Венгер, Л. Психология/Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М., 1988.

2. Основы теории подобия и моделирования (терминология) / М. : Наука 2003 г. 25с.

3. Гальперин П. Л. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1985.

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н. Н. Поддьякова. -М. ,1984.

5. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / Минск “Наука и техника” 1983 г. 120с.

6. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.

7. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей, - М. : ФОРУМ, 2011.

8. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.

9. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. – М. : Детство-Пресс, 2003.

10. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольников. М., 1997.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных Введение Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника «Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника» Общеизвестно, что детство это уникальный период в.

Моделирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста: модели, виды моделей, условия организации 2.3. Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации. Моделирование - наглядно-практический.

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству,.

Физическая культура как средство формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению.

Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения Для детей-дошкольников, с которыми я работаю много лет, занятия оригами имеют огромное значение и возможности для их всестороннего развития:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 22:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД