Ольга Сергеевна
Характеристика познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика познавательных процессов включает в себя пункты:
Познавательный процесс - определение
Свойства
Виды
Актуальность для педагогической деятельности
Ощущение - является чувственным отображением объективной реальности
Свойства:
Качество
Интенсивность
Длительность
Пространственная локализация
Cенсибилизация
Синестезия
Сенсорная адаптация
Виды:
Проприоцептивные
Интероцептивные
Экстероцептивные
Актуальность для пед. деятельности:
Публикация «Характеристика познавательных процессов» размещена в разделах
В дошк. возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится сюжетно-ролевая игра. Для её успешного выполнения ребёнку впервые приходится активно воспроизводить то, что он воспринимает (действия людей разных профессий, особенности их внеш. облика, действия с бытовыми предметами, голос и повадки животных и т. п.). Задача воспроизведения воспринятого встаёт перед ребёнком и при рисовании, пении, выполнении гимнастич. упражнений, при усвоении некоторых простых трудовых действий.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Виды:
Предметность восприятия
Целостность
Структурность
Константность
Иллюзия восприятия
Апперцепция
Осмысленность
Активность
По основной модальности:
1. Зрительное восприятие.
2. Слуховое восприятие.
3. Осязательное восприятие.
4. Обонятельное восприятие.
5. Вкусовое восприятие.
По форме существования:
1. Восприятие пространства.
2. Восприятие времени.
3. Восприятие движения.
4. Непреднамеренное
5. Преднамеренное
Актуальность для пед. деятельности:
Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность. Ребёнок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. всё то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребёнок ещё не может выделять в своём В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств, свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удалённости предметов. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.
Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб, важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается всё более точным и полным и вместе с тем целенаправленным.
Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и всё более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребёнок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потребностями и интересами.
Внимание - направленность и сосредоточенность психической дея-тельности на чем-либо определенном
Свойства:
Устойчивость
Концентрация
Распределение
Переключаемость
Отвлекаемость
Виды:
Непроизвольное внимание
Произвольное внимание
Послепроизвольное внимание
Актуальность для пед. деятельности:
Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.
Память - это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Свойства:
Объем памяти
Быстрота воспроизведения
Точность воспроизведения
Длительность
Запоминание
Непреднамеренное запоминание
Произвольное запоминание
Воспроизведение
Забывание
Виды:
По характеру психической активности:
1. Двигательная (или моторная) память
2. Эмоциональная память
3. Образная память
4. Словесно-логическая память
По характеру целей деятельности :
1. Непроизвольная
2. Произвольная
По продолжительности сохранения материала:
1. Кратковременная память
2. Долговременная-оперативная память
3. Оперативная память
Актуальность пед. деятельности:
Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, может ли ребенок быстро и качественно запомнить материал урока.
В младшем дошкольном возрасте развитие всех видов памяти идет очень быстрыми темпами. Обычно ребенок легче запоминает все новое, яркое, интересное для него.
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Свойства:
Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.
Выделяют: Реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);
Фантастическое воображение («отлетает» от действительности).
Виды:
Непроизвольное
Произвольное
Воссоздающее
Творческое
Мечта
Пассивное
Преднамеренное пассивное
Непреднамеренное пассивное
Актуальность для пед. деятельности:
Дошкольный возраст - является сензитивным периодом интеллектуального развития ребенка. Одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. От развития воображения во многом зависит, как ребенок будет учиться в школе, насколько он будет успешен в своей профессиональной деятельности в будущем.
Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
Свойства:
Позволяет отражать окружающую действительность
Виды:
Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами По форме:
1. Наглядно-действенное
2. Наглядно-образное
3. Абстрактно-логическое
По характеру :
1. Теоретическое
2. Практическое
По степени развернутости:
1. Дискурсивное
2. Интуитивное
По степени новизны:
1. Репродуктивное
2. Продуктивное
Актуальность для пед. деятельности: в дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.