Приложение МААМ

Характеристика познавательных процессов

Ольга Сергеевна
Характеристика познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика познавательных процессов включает в себя пункты:

Познавательный процесс - определение

Свойства

Виды

Актуальность для педагогической деятельности

Ощущение - является чувственным отображением объективной реальности

Свойства:

Качество

Интенсивность

Длительность

Пространственная локализация

Cенсибилизация

Синестезия

Сенсорная адаптация

Виды:

Проприоцептивные

Интероцептивные

Экстероцептивные

Актуальность для пед. деятельности:

Публикация «Характеристика познавательных процессов» размещена в разделах

В дошк. возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится сюжетно-ролевая игра. Для её успешного выполнения ребёнку впервые приходится активно воспроизводить то, что он воспринимает (действия людей разных профессий, особенности их внеш. облика, действия с бытовыми предметами, голос и повадки животных и т. п.). Задача воспроизведения воспринятого встаёт перед ребёнком и при рисовании, пении, выполнении гимнастич. упражнений, при усвоении некоторых простых трудовых действий.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Виды:

Предметность восприятия

Целостность

Структурность

Константность

Иллюзия восприятия

Апперцепция

Осмысленность

Активность

По основной модальности:

1. Зрительное восприятие.

2. Слуховое восприятие.

3. Осязательное восприятие.

4. Обонятельное восприятие.

5. Вкусовое восприятие.

По форме существования:

1. Восприятие пространства.

2. Восприятие времени.

3. Восприятие движения.

4. Непреднамеренное

5. Преднамеренное

Актуальность для пед. деятельности:

Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность. Ребёнок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. всё то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребёнок ещё не может выделять в своём В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств, свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удалённости предметов. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.

Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб, важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается всё более точным и полным и вместе с тем целенаправленным.

Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и всё более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребёнок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потребностями и интересами.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической дея-тельности на чем-либо определенном

Свойства:

Устойчивость

Концентрация

Распределение

Переключаемость

Отвлекаемость

Виды:

Непроизвольное внимание

Произвольное внимание

Послепроизвольное внимание

Актуальность для пед. деятельности:

Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.

Память - это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Свойства:

Объем памяти

Быстрота воспроизведения

Точность воспроизведения

Длительность

Запоминание

Непреднамеренное запоминание

Произвольное запоминание

Воспроизведение

Забывание

Виды:

По характеру психической активности:

1. Двигательная (или моторная) память

2. Эмоциональная память

3. Образная память

4. Словесно-логическая память

По характеру целей деятельности :

1. Непроизвольная

2. Произвольная

По продолжительности сохранения материала:

1. Кратковременная память

2. Долговременная-оперативная память

3. Оперативная память

Актуальность пед. деятельности:

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, может ли ребенок быстро и качественно запомнить материал урока.

В младшем дошкольном возрасте развитие всех видов памяти идет очень быстрыми темпами. Обычно ребенок легче запоминает все новое, яркое, интересное для него.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Свойства:

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Выделяют: Реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);

Фантастическое воображение («отлетает» от действительности).

Виды:

Непроизвольное

Произвольное

Воссоздающее

Творческое

Мечта

Пассивное

Преднамеренное пассивное

Непреднамеренное пассивное

Актуальность для пед. деятельности:

Дошкольный возраст - является сензитивным периодом интеллектуального развития ребенка. Одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. От развития воображения во многом зависит, как ребенок будет учиться в школе, насколько он будет успешен в своей профессиональной деятельности в будущем.

Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Свойства:

Позволяет отражать окружающую действительность

Виды:

Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами По форме:

1. Наглядно-действенное

2. Наглядно-образное

3. Абстрактно-логическое

По характеру :

1. Теоретическое

2. Практическое

По степени развернутости:

1. Дискурсивное

2. Интуитивное

По степени новизны:

1. Репродуктивное

2. Продуктивное

Актуальность для пед. деятельности: в дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Игры для развития познавательных процессов у дошкольников Игры на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игра "что изменилось" Педагог начинает беседу с детьми. -Наши ребята.

Использование нетрадиционных техник с целью развития познавательных процессов детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных техник в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста. Сегодня я расскажу вам о техниках,.

Использование обучающих компьютерных игр в развитии познавательных процессов детей с ОВЗ В своей работе с детьми часто используются обучающие компьютерные игры, способствующие решению логопедических, психологических проблем ребенка,.

Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте Постановка проблемы. Познавательные процессы характеризуются тем, что с их помощью человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологийРазвитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных.

Родительское собрание «Развитие познавательных процессов» Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие.

Сенсорное развитие — основа познавательных процессовСенсорное развитие — основа познавательных процессов Сенсорное развитие — основа познавательных процессов. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, который имеет огромное значение.

Уровневая оценка развития познавательных процессов обучающихся учителем — дефектологом ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ФИО___ возраст___ класс___ 1. Поведение в ситуации обследования.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика познавательных процессов
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 14:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика познавательных процессов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сергеевна (УИ 1047524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД