Лучший педагог года

Характеристика познавательных процессов

Ольга Сергеевна
Характеристика познавательных процессов

Характеристика познавательных процессов включает в себя пункты:

Познавательный процесс - определение

Свойства

Виды

Актуальность для педагогической деятельности

Ощущение - является чувственным отображением объективной реальности

Свойства:

Качество

Интенсивность

Длительность

Пространственная локализация

Cенсибилизация

Синестезия

Сенсорная адаптация

Виды:

Проприоцептивные

Интероцептивные

Экстероцептивные

Актуальность для пед. деятельности:

Публикация «Характеристика познавательных процессов» размещена в разделах

В дошк. возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится сюжетно-ролевая игра. Для её успешного выполнения ребёнку впервые приходится активно воспроизводить то, что он воспринимает (действия людей разных профессий, особенности их внеш. облика, действия с бытовыми предметами, голос и повадки животных и т. п.). Задача воспроизведения воспринятого встаёт перед ребёнком и при рисовании, пении, выполнении гимнастич. упражнений, при усвоении некоторых простых трудовых действий.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Виды:

Предметность восприятия

Целостность

Структурность

Константность

Иллюзия восприятия

Апперцепция

Осмысленность

Активность

По основной модальности:

1. Зрительное восприятие.

2. Слуховое восприятие.

3. Осязательное восприятие.

4. Обонятельное восприятие.

5. Вкусовое восприятие.

По форме существования:

1. Восприятие пространства.

2. Восприятие времени.

3. Восприятие движения.

4. Непреднамеренное

5. Преднамеренное

Актуальность для пед. деятельности:

Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность. Ребёнок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. всё то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребёнок ещё не может выделять в своём В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств, свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удалённости предметов. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.

Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб, важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается всё более точным и полным и вместе с тем целенаправленным.

Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и всё более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребёнок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потребностями и интересами.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической дея-тельности на чем-либо определенном

Свойства:

Устойчивость

Концентрация

Распределение

Переключаемость

Отвлекаемость

Виды:

Непроизвольное внимание

Произвольное внимание

Послепроизвольное внимание

Актуальность для пед. деятельности:

Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.

Память - это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Свойства:

Объем памяти

Быстрота воспроизведения

Точность воспроизведения

Длительность

Запоминание

Непреднамеренное запоминание

Произвольное запоминание

Воспроизведение

Забывание

Виды:

По характеру психической активности:

1. Двигательная (или моторная) память

2. Эмоциональная память

3. Образная память

4. Словесно-логическая память

По характеру целей деятельности :

1. Непроизвольная

2. Произвольная

По продолжительности сохранения материала:

1. Кратковременная память

2. Долговременная-оперативная память

3. Оперативная память

Актуальность пед. деятельности:

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, может ли ребенок быстро и качественно запомнить материал урока.

В младшем дошкольном возрасте развитие всех видов памяти идет очень быстрыми темпами. Обычно ребенок легче запоминает все новое, яркое, интересное для него.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Свойства:

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Выделяют: Реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);

Фантастическое воображение («отлетает» от действительности).

Виды:

Непроизвольное

Произвольное

Воссоздающее

Творческое

Мечта

Пассивное

Преднамеренное пассивное

Непреднамеренное пассивное

Актуальность для пед. деятельности:

Дошкольный возраст - является сензитивным периодом интеллектуального развития ребенка. Одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. От развития воображения во многом зависит, как ребенок будет учиться в школе, насколько он будет успешен в своей профессиональной деятельности в будущем.

Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Свойства:

Позволяет отражать окружающую действительность

Виды:

Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами По форме:

1. Наглядно-действенное

2. Наглядно-образное

3. Абстрактно-логическое

По характеру :

1. Теоретическое

2. Практическое

По степени развернутости:

1. Дискурсивное

2. Интуитивное

По степени новизны:

1. Репродуктивное

2. Продуктивное

Актуальность для пед. деятельности: в дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Игры для развития познавательных процессов у дошкольников Игры на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игра "что изменилось" Педагог начинает беседу с детьми. -Наши ребята.

Использование нетрадиционных техник с целью развития познавательных процессов детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных техник в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста. Сегодня я расскажу вам о техниках,.

Использование обучающих компьютерных игр в развитии познавательных процессов детей с ОВЗ В своей работе с детьми часто используются обучающие компьютерные игры, способствующие решению логопедических, психологических проблем ребенка,.

Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте Постановка проблемы. Познавательные процессы характеризуются тем, что с их помощью человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологийРазвитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных.

Родительское собрание «Развитие познавательных процессов» Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие.

Сенсорное развитие — основа познавательных процессовСенсорное развитие — основа познавательных процессов Сенсорное развитие — основа познавательных процессов. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, который имеет огромное значение.

Уровневая оценка развития познавательных процессов обучающихся учителем — дефектологом ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ФИО___ возраст___ класс___ 1. Поведение в ситуации обследования.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика познавательных процессов
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 14:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД