МААМ-картинки

Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Анна Ноздрина
Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Огромную познавательную ценность по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста имеет сказка. На это указывали многие педагоги-писатели: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. И. Чуковский, педагоги А. П. Усова, В. А. Сухомлинский [6].

Л. Б. Фесюкова является ведущим специалистом в области работы со сказкой, она разработала универсальную методику занятий с использованием сказочного материала, которая развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготавливать их к школе [45]

Публикация «Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказка - имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета, который отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

Временные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях на экскурсиях и прогулках в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр. Одним из наиболее действенных средств развития временных представлений является сказка.

При использовании сказок в процессе обучения основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Разрабатывая сказку, отмечает в своей работе Н. Я Большунова, необходимо помнить, что она ни в коем случае не должна редуцироваться до уровня дидактического средства. Сказка должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством [8]

Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, каждый из них стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Неоценимо значение сказок в процессе формирования элементарных математических представлений. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина и др.) [29,43] неоднократно говорили о возможностях фольклора, о его педагогическом и дидактическом потенциале. Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели.

Для детей среднего дошкольного возраста более характерны и интересны волшебные сказки в основе, которых лежит чудесный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (временными отрезками) дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся. Не только скорость процесса реальна, но и сам его характер : например из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка» [46]

Книга Шорыгиной Т. А. «Точные сказки» посвящены времени. В них рассказывают о способах измерения времени : годе, месяце, неделе, сутках, часах, минутах и секундах; о приборах, измеряющих время, - часах, о календарях, с помощью которых отмечают дни в году. Сказки помогают закрепить и углубить знания о временных изменениях, помогут расширить представление об окружающем мире, научат пользоваться календарями и часами [51].

Большунова Н. Я. в своей работе при разработке сценариев занятий осуществила модификацию русских народных сказок, некоторых авторских сказок, использовались мотивы сказок других народов, ряд сказок и историй сочинялись специально для целей обучения. В сценариях занятий, последовательно представлен материал по развитию временных представлений, при этом, практически, все занятия являются комплексными. Разрабатывая сценарии занятий, отмечает в своей работе Большунова Н. Я., необходимо помнить, что сказка ни в коем случае не должна редуцироваться до уровня дидактического средства. Она должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством [7]. В своем учебном пособии Большунова Н. Я. представила некоторые пояснения к программе развития временных представлений у дошкольников. Таким образом, Большунова Н. Я. показала, каким образом сказка может использоваться на занятии, разработав конспекты занятий с использованием разнообразных сказок, показала большой потенциал использования сказки для развития у детей представлений о времени [8].

Для закрепления знаний о частях суток и временах года всказках в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

При чтении сказок целесообразно обращать внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью полезно после чтения произведения задать несколько уточняющих вопросов. Так, после чтения сказки Н. Подлесова «Трусливый огурчик» детей можно спросить : «О какой части суток не говорится в сказке. После чтения «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака напрашивается вопрос: «Когда мышка пела песенку своему мышонку» (Ночью.)

Прочтение сказки «Про вчерашний день» Е. Ильина может сопровождаться вопросами: «О чем эта сказка, «Что в сказке сказочное, а что настоящее?», «Как назывался день, который искал Сережа?», «Почему Сережа его чуть не потерял?», «Можно ли вернуть дни, которые прошли?» [36].

Время в сказке ощущается и героями, и рассказчиком, и слушателем. Также сказка. В сказке «Чудесная рубашка» («Ф – у,- говорит, - как я долго спал»); в сказке «О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» («Как долго я спал»); в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» («Ах, как я долго спал!»). А сколько герой проспал, он узнает от своих чудесных помощников.

Также прослеживается в сцене погони царя Морского за Иваном-царевичем («Царь Морской и Василиса Премудрая»). Здесь видим своеобразное перемещение героя в сказочном пространстве. Вот один из фрагментов этой сказки : «Воротилась погоня назад. Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видели только пастух овечку пасет. Что же не хватали, ведь это они были,- закричал морской царь и послал новую погоню. Иван-царевич давным-давно скачет на борзых конях».

Существует немало сказок, в которых используются временные понятия и характеристики :

Название сказки, автор Цель сказки

Русско-народная «Репка»,

К. Чуковский «Федорино горе» Знакомство с понятиями «раньше», «позже», «перед», «за»

Русско-народная «Колобок»,

Русско-народная «Курочка ряба»,

М. Беляевой «Кто будит петуха?»,

А. Милн «Вини Пух»,пер. с англ. Б. Заходера,

Т. Ерофеев «В гостях у гнома – часовщика»,

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Сказка «Четыре лебедя» (Т. А. Шорыгина «Точные сказки») Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (главы из книги,

Д. Самойлов «У слоненка день рождения»,

К. Чуковский «Телефон»,

«Три поросенка», пер. С. Михалкова,

Н. Подлесова «Трусливый огурчик», «Про вчерашний день» Е. Ильина Знакомство детей с временными наречиями «вчера», «сегодня», «завтра»

М. Беляевой «Кто будит петуха?», «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака

Знакомство с частями суток, с тем, что делают животные в разные части суток, как они чувствуют время

«Заяц – хваста», «Лисичка - сестричка и серый Волк», «Зимовье зверей», «Рукавичка» Закрепить знания о временах года : зима, весна, лето, осень

Сказка на развитие временных представлений используется на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок, при повторении или закреплении изученной темы. А также сказка и ее элементы должны быть включены в режимные моменты (на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность детей и т. д). Такое включение сказки в занятия и в не его позволит эффективнее воздействовать на развитие временных представлений детей и повысит их актуальный уровень развития.

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста, т. к. они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблем, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 12:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ноздрина (УИ 676675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД