Получи документы

Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Анна Ноздрина
Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Огромную познавательную ценность по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста имеет сказка. На это указывали многие педагоги-писатели: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. И. Чуковский, педагоги А. П. Усова, В. А. Сухомлинский [6].

Л. Б. Фесюкова является ведущим специалистом в области работы со сказкой, она разработала универсальную методику занятий с использованием сказочного материала, которая развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготавливать их к школе [45]

Публикация «Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказка - имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета, который отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

Временные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях на экскурсиях и прогулках в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр. Одним из наиболее действенных средств развития временных представлений является сказка.

При использовании сказок в процессе обучения основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Разрабатывая сказку, отмечает в своей работе Н. Я Большунова, необходимо помнить, что она ни в коем случае не должна редуцироваться до уровня дидактического средства. Сказка должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством [8]

Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, каждый из них стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Неоценимо значение сказок в процессе формирования элементарных математических представлений. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина и др.) [29,43] неоднократно говорили о возможностях фольклора, о его педагогическом и дидактическом потенциале. Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели.

Для детей среднего дошкольного возраста более характерны и интересны волшебные сказки в основе, которых лежит чудесный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (временными отрезками) дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся. Не только скорость процесса реальна, но и сам его характер : например из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка» [46]

Книга Шорыгиной Т. А. «Точные сказки» посвящены времени. В них рассказывают о способах измерения времени : годе, месяце, неделе, сутках, часах, минутах и секундах; о приборах, измеряющих время, - часах, о календарях, с помощью которых отмечают дни в году. Сказки помогают закрепить и углубить знания о временных изменениях, помогут расширить представление об окружающем мире, научат пользоваться календарями и часами [51].

Большунова Н. Я. в своей работе при разработке сценариев занятий осуществила модификацию русских народных сказок, некоторых авторских сказок, использовались мотивы сказок других народов, ряд сказок и историй сочинялись специально для целей обучения. В сценариях занятий, последовательно представлен материал по развитию временных представлений, при этом, практически, все занятия являются комплексными. Разрабатывая сценарии занятий, отмечает в своей работе Большунова Н. Я., необходимо помнить, что сказка ни в коем случае не должна редуцироваться до уровня дидактического средства. Она должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством [7]. В своем учебном пособии Большунова Н. Я. представила некоторые пояснения к программе развития временных представлений у дошкольников. Таким образом, Большунова Н. Я. показала, каким образом сказка может использоваться на занятии, разработав конспекты занятий с использованием разнообразных сказок, показала большой потенциал использования сказки для развития у детей представлений о времени [8].

Для закрепления знаний о частях суток и временах года всказках в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

При чтении сказок целесообразно обращать внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью полезно после чтения произведения задать несколько уточняющих вопросов. Так, после чтения сказки Н. Подлесова «Трусливый огурчик» детей можно спросить : «О какой части суток не говорится в сказке. После чтения «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака напрашивается вопрос: «Когда мышка пела песенку своему мышонку» (Ночью.)

Прочтение сказки «Про вчерашний день» Е. Ильина может сопровождаться вопросами: «О чем эта сказка, «Что в сказке сказочное, а что настоящее?», «Как назывался день, который искал Сережа?», «Почему Сережа его чуть не потерял?», «Можно ли вернуть дни, которые прошли?» [36].

Время в сказке ощущается и героями, и рассказчиком, и слушателем. Также сказка. В сказке «Чудесная рубашка» («Ф – у,- говорит, - как я долго спал»); в сказке «О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» («Как долго я спал»); в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» («Ах, как я долго спал!»). А сколько герой проспал, он узнает от своих чудесных помощников.

Также прослеживается в сцене погони царя Морского за Иваном-царевичем («Царь Морской и Василиса Премудрая»). Здесь видим своеобразное перемещение героя в сказочном пространстве. Вот один из фрагментов этой сказки : «Воротилась погоня назад. Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видели только пастух овечку пасет. Что же не хватали, ведь это они были,- закричал морской царь и послал новую погоню. Иван-царевич давным-давно скачет на борзых конях».

Существует немало сказок, в которых используются временные понятия и характеристики :

Название сказки, автор Цель сказки

Русско-народная «Репка»,

К. Чуковский «Федорино горе» Знакомство с понятиями «раньше», «позже», «перед», «за»

Русско-народная «Колобок»,

Русско-народная «Курочка ряба»,

М. Беляевой «Кто будит петуха?»,

А. Милн «Вини Пух»,пер. с англ. Б. Заходера,

Т. Ерофеев «В гостях у гнома – часовщика»,

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Сказка «Четыре лебедя» (Т. А. Шорыгина «Точные сказки») Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (главы из книги,

Д. Самойлов «У слоненка день рождения»,

К. Чуковский «Телефон»,

«Три поросенка», пер. С. Михалкова,

Н. Подлесова «Трусливый огурчик», «Про вчерашний день» Е. Ильина Знакомство детей с временными наречиями «вчера», «сегодня», «завтра»

М. Беляевой «Кто будит петуха?», «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака

Знакомство с частями суток, с тем, что делают животные в разные части суток, как они чувствуют время

«Заяц – хваста», «Лисичка - сестричка и серый Волк», «Зимовье зверей», «Рукавичка» Закрепить знания о временах года : зима, весна, лето, осень

Сказка на развитие временных представлений используется на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок, при повторении или закреплении изученной темы. А также сказка и ее элементы должны быть включены в режимные моменты (на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность детей и т. д). Такое включение сказки в занятия и в не его позволит эффективнее воздействовать на развитие временных представлений детей и повысит их актуальный уровень развития.

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста, т. к. они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблем, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 12:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД