Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хохломская роспись» для детей 3–18 лет

Мария Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хохломская роспись» для детей 3–18 лет

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Хохломская роспись»

Направленность: художественная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-18 лет

Срок реализации: 5 месяцев

Автор-составитель:

М. А. Герасимова, воспитатель

Новороссийск

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Пояснительная записка ….…3

2. Содержание программы …. 6

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Хохломская роспись“ для детей 3–18 лет» размещена в разделах

3. Формы контроля и оценочные материалы …. 12

4. Организационно - педагогические условия реализации программы…. 15

5. Список литературы ….18

6. Приложение …. 21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хохломская роспись» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.

Содержание данной Программы направлено на освоение обучающимися искусства хохломской росписи – одного из видов декоративно-прикладного искусства, формирующего художественный вкус, создающего эстетически полноценную среду, определяющего творческий потенциал личности, способствующего осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.

Актуальность Программы

Декоративные искусства всех народов, одним из которых является хохломская роспись, различны, но их связывают одни истоки – древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь ими, знали историю их возникновения и развития, приобщались к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.

Данный вид деятельности представляет безграничные возможности для развития творчества детей, является одним из важнейших средств познания мира, развития знаний эстетического восприятия, является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

Педагогическая целесообразность Программы

Обучение по Программе обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое.

Изучение особенностей техники письма мастеров хохломской росписи способствует развитию у обучающихся эстетического чувства и художественного вкуса, накоплению теоретических знаний и развитию способностей личности, её творческой направленности и познавательной активности; обогащает внутренний мир ребенка, позволяет с пользой провести свободное время, открывает для многих детей новые пути в жизни.

Отличительные особенности Программы

При разработке данной Программы изучены, проанализированы и использованы следующие программы : дополнительная общеразвивающая программа «Народные промыслы», Н. И. Мухлынина, Новосибирская область, п. Ордынское, 2003 год; «Золотые узоры Хохломы», В. Горохова, МДОУ Детский сад № 8 «Сказка», 2014 год; «Цветик-семицветик», М. Г. Кропотова, МКОУ ДО «Центр развития и творчества», г. Нея Костромской области, 2015 год; изучена и проанализирована методическая литература, имеющая отношение к этому виду деятельности.

В основу данной Программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с искусством хохломской росписи как важным средством формирования художественно-творческой активности у детей.

Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, композиции, материаловедению, орнаменту, а также освоить технику хохломской росписи.

Цель и задачи Программы

Цель: формирование духовных качеств личности и развитие творческих способностей обучающегося посредством изучения основ хохломской росписи.

Задачи:

обучающие:

• познакомить с историей происхождения хохломской росписи;

• познакомить с характерными особенностями стиля хохломской росписи и обучить основам техники её исполнения;

• обучить основам материаловедения и цветоведения; развивающие:

• способствовать развитию творческих способностей;

• развивать ассоциативное, образное и логическое мышление; воспитательные:

• воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, уважение к традициям народных промыслов;

• воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;

• воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое общение в процессе обучения.

Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 - 18 лет, независимо от уровня подготовки.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 3 месяца обучения, 15 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество детей в группе – до 12 человек.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы В результате освоения Программы, обучающиеся:

будут знать:

виды народных промыслов, историю их происхождения и развития;

работы мастеров хохломской росписи, манеру их письма;

технику и технологию хохломской росписи;

необходимые инструменты и материалы, используемые в хохломской росписи;

особенности работы акварельными красками и гуашью, основы цветоведения;

технику росписи готовых изделий гуашью и акварелью;

правила работы с инструментами, лаками, красками;

будут уметь:

выполнять эскиз и переносить его на изделие;

владеть приемами и навыками хохломской росписи;

создавать сюжетные композиции и изделия в стиле хохломской росписи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план (3-6)

п/п Название разделов/тем Количество часов Формы

аттестации/контроля

1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение

2 Основы хохломской росписи

2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение

2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение

2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение

2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения

3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение

4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ

Всего: 15 1 14

Учебный (тематический) план (7-10)

п/п Название разделов/тем Количество часов Формы

аттестации/контроля

1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение

2 Основы хохломской росписи

2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение

2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение

2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение

2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения

3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение

4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ

Всего: 15 1 14

Учебный (тематический) план (11-14 лет)

п/п Название разделов/тем Количество часов Формы

аттестации/контроля

1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение

2 Основы хохломской росписи

2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение

2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение

2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение

2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения

3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение

4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ

Всего: 15 1 14

Учебный (тематический) план (11-14 лет)

п/п Название разделов/тем Количество часов Формы

аттестации/контроля

1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение

2 Основы хохломской росписи

2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение

2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение

2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение

2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения

3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение

4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ

Всего: 15 1 14

Учебный (тематический) план (15-18 лет)

п/п Название разделов/тем Количество часов Формы

аттестации/контроля

1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение

2 Основы хохломской росписи

2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение

2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение

2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение

2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения

3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение

4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ

Всего: 15 1 14

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Современное декоративно-прикладное искусство. Истоки народного ремесла. История зарождения, упадок и развитие хохломского ремесла. История деревянной посуды. Семёновская и ковернинская школы художественной росписи. Знакомство с работами мастеров, манерой их письма.

Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с инструментами, лаками, красками и т. п. Знакомство с основами санитарии и гигиены. Организация рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз.

Практика. Викторина.

Раздел 2. Основы хохломской росписи

Тема 2.1. Цвет в хохломской росписи

Теория. Общий колорит изделий Хохломы. Фон и его влияние на цвет росписи. Цветовая палитра хохломской росписи, цветовое сочетание красок:

красного, черного, золотого.

Практика. Просмотр слайдов с изделиями мастеров Хохломы. Зарисовки орнамента на тонированной бумаге.

Тема 2.2. Орнамент и его виды

Теория. Растительный орнамент и его виды. Связь хохломских орнаментов с окружающей природой. Орнамент в полосе:

• строго равномерное чередование одних и тех же элементов через интервал;

• чередование элементов через интервал с постоянным убыванием массы;

• чередование элементов через интервал с постоянным нарастанием массы.

Практика. Зарисовка трёх видов орнамента в полосе.

Тема 2.3. Техника письма хохломской росписи

Теория. Технические приемы письма хохломской росписи : «травка», «осочка», «приписка», верховая роспись «под листок», «под фон» и ее разновидность, «кудрина». Работа с образцом, его копирование. Линейная разделка элементов растений.

Практика. Составление композиций с применением различных технических приемов росписи : верховая роспись («Клюква», «Рябина красная», «Черная смородина»); под фон («Аквариум», «Малина в саду», «Лесная земляника»); кудрина («Хмель», «Птицы на ветке»).

Тема 3. Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров

Теория. Введение понятия композиция.

Практика. Зарисовка орнаментов. Составление композиции. Разработка эскизов к изделиям в натуральную величину.

Раздел 4. Итоговое занятие

Практика. Итоговая выставка творческих работ. Подведение итогов.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля.

Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:

предварительный контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по Программе;

текущий контроль ведется на каждом занятии в виде педагогического наблюдения на предмет овладения учащимися приемами и навыками хохломской росписи : успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ в первую очередь самими детьми, затем педагогом; тематические викторины и кроссворды;

промежуточный контроль проводится 2 раза в год в форме выставок и защиты творческих работ учащихся; прежде всего учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их личный творческий рост. Обучающимся предоставляется возможность сопоставить разнообразные работы, сравнить свои работы с работами своих товарищей, проявить «зрительское» умение оценить художественный труд;

итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме открытого занятия и итоговой выставки творческих работ; позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.

Формы контроля

Для подведения итогов обучения по программе используются различные формы и средства контроля:

выставки и защита творческих работ;

тематические викторины;

педагогические наблюдения;

анализ, обсуждение, сопоставление выполненных работ.

Механизм оценки уровня освоения программы

Критерии оценки учебных результатов программы указываются в диагностической таблице (Приложение № 1). При необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия) количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.

В конце учебного года проводится комплексный анализ достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах.

Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:

высокий уровень (8-10 баллов); средний уровень (4-7 баллов);

минимальный уровень (1-3 балла).

Параметр развития Высокий уровень

(8-10 баллов) Средний уровень

(4-7 баллов) Низкий уровень

(1-3 балла)

Овладение изобразительными приемами и техниками хохломской росписи Полностью владеет изобразительными приемами и техниками хохломской росписи; самостоятельно разрабатывает композиции по хохломским мотивам; свободно владеет Испытывает затруднения в применении изобразительных приемов и техник хохломской росписи; требуется небольшая помощь при разработке композиций по Пользуется помощью педагога в применении изобразительных приемов и техник хохломской росписи; не умеет самостоятельно разрабатывать

технологией хохломской росписи изделий малых форм (подготовка заготовок к росписи, роспись, лакирование, сушка, окончательная отделка) хохломским мотивам; незначительно нарушает технологию хохломской росписи изделий малых форм композиции по хохломским мотивам; не владеет технологией хохломской росписи изделий малых форм

Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Грамотно работает с гуашью и акварелью; использует всю цветовую гамму, характерную для хохломской росписи Допускает незначительные ошибки при работе с акварелью и гуашью; ограниченно использует цветовую гамму, характерную для хохломской росписи Нуждается в помощи педагога при работе с акварелью и гуашью; использует не более

2-3-х цветов

Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Видит красоту окружающего мира, художественного произведения; отражает свое эмоциональное состояние в работе; самостоятельно создает творческую композицию в любой технике письма по хохломским мотивам, используя в полной мере приобретенные знания, умения и навыки. Выражает заинтересованность к художественному произведению; затрудняется в передаче своего эмоционального состояния в работе; недостаточно использует необходимые знания, умения и навыки при создании композиции в технике письма по хохломским мотивам Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства; работает только по образцу с помощью педагога.

Умение планировать свою деятельность, самостоятельност ь и активность на занятиях Ребенок последовательно и самостоятельно выделяет этапы выполнения работы; дорожит результатом своего труда; проявляет активность при обсуждении результатов своего труда Ребенок допускает незначительные ошибки при выделении этапов выполнения работы; оценка своего труда складывается под влиянием педагога и его сверстников. Пользуется помощью педагога при планировании своих действий; преимущественно равнодушен к результатам своего труда

Выявление результатов развития и воспитания

Способом проверки результатов развития и воспитания являются систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др.

Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности.

Способы фиксирования результатов

• отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение);

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ Особенности работы по программе

В основу программы положены 2 принципа : учёт специфики данного вида искусства и постепенность усложнения приемов и техники изображения. Большое внимание уделяется овладению каждым ребенком изобразительными приемами и техниками по данному виду росписи и развитию его творческой индивидуальности.

В основу изложения материала каждой темы и в основу изобразительного процесса положен принцип последовательности: от простого к сложному, от схематизации до обобщения.

Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, с привычкой к постоянному контролю над своими действиями, к сравнению нарисованного с натурой.

Результативность обучения зависит от отношения учащегося к работе, от его самореализации, от согласованности работы его ума, глаз и рук.

Занятия строятся таким образом, что сначала дается теоретический материал по данной теме, который затем ложится в основу практической работы по овладению приемами и техникой художественной росписи, которая занимает большую часть изучения программного материала. В процессе творческой деятельности ребёнок постоянно сравнивает, сопоставляет разные элементы и детали, подмечает общее, что объединяет их, и индивидуальное, что разобщает с целью создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, композиции, материаловедению, орнаменту, а также освоить технику хохломской росписи.

Соблюдение принципа наглядности – одно из важнейших условий эффективности занятий по данной программе. Практическое ознакомление с приемами художественной росписи подкрепляется демонстрацией наглядного материала – произведений народного искусства, лучших образцов детских работ, таблиц, шаблонов и т. д.

Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: например, более сильным детям предлагается более сложная композиция, чем менее подготовленным. При этом обучающий и развивающий смыслы работы сохраняются. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Методы обучения

1. 1. Репродуктивный метод направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизации. Он включает в себя: приём повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

2. Информационно-рецептивный метод, включающий следующие приё мы: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.

3. Эвристический метод, направленный на проявление самостоятельности в какой-либо момент работы, т. е. педагог предлагает учащимся выполнить часть работы самостоятельно.

4. Исследовательский метод, направленный на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества. Педагог предлагает учащимся самостоятельно выполнить не какую-то часть, а всю работу.

Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимо иметь:

• кабинет площадью менее 20 кв. м с хорошим дневным и искусственным освещением;

• удобные ростовые стулья и столы;

• шкафы и стеллажи для хранения работ и расходных материалов;

дидактические материалы: произведения народного искусства, работы мастеров и образцы лучших детских работ, таблицы, шаблоны, технологические карты, книги, журналы, видео, слайды и др.

Расходные материалы, необходимые обучающимся для работы на занятиях:

• бумага ватман, тонированная бумага, альбомы для рисования с плотной бумагой;

• краски акварельные;

• гуашь;

кисти: белка, колонок, синтетика, щетина;

• клеёнки на столы, тряпки или салфетки для кистей;

• стаканы для воды;

• рамки для оформления работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам»;

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) : приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242);

Список литературы,

используемой при написании Программы

1. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - Москва, «Просвещение», 2000.

2. Емельянова Т. А. Хохломская роспись. – Н. Новгород, 2009.

3. Хохломы» : [Электронный ресурс] URL : https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnajahttps://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzory-hohlomy.htmlobscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzoryhttps://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzory-hohlomy.htmlhohlomy.html.

4. Полянчева С. Творческо-информационный проект «Хохломская роспись» : [Электронный ресурс] URL :

https://www.maam.ru/detskijsad/tvorchesko-informacionyi-proekthttps://www.maam.ru/detskijsad/tvorchesko-informacionyi-proekt-hohlomskaja-rospis.htmlhohlomskaja-rospis.html.

5. Реферат «История хохломской росписи» : [Электронный ресурс] URL : https://www.bestreferat.ru/referat-39857.html.

Приложение

Диагностическая таблица

п/п Фамилия, имя ребенка Овладение изобразительн ыми приемами и техниками хохломской росписи Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях

Приложение

Диагностическая таблица

п/п Фамилия, имя ребенка Овладение изобразительн ыми приемами и техниками хохломской росписи Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях

Приложение

Диагностическая таблица

п/п Фамилия, имя ребенка Овладение изобразительн ыми приемами и техниками хохломской росписи Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хохломская роспись» для детей 3–18 лет
Опубликовано: 30 марта 2022 в 14:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД