Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству «Хороша балалаечка русская»

Наталия Ярославцева
Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству «Хороша балалаечка русская»

Цель:

Приобщение детей к народному творчеству через знакомство с русскими

народными инструментами, фольклором, элементами русского народного

танца.

Задачи:

• Закрепить знание детей о знакомых русских народных инструментах (жалейка, ложки, домра, гармошка и др.). Продолжать развивать тембровый слух

• Познакомить с народным инструментом – балалайкой.

• Прививать навык чистого интонирования, четкого произношения слов во время пения.

• Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на музыкальных инструментах.

• Привлечь детей к конструктивной деятельности, помогая им освоить способ изготовления игрушки-инструмента, используя детали с учетом их конструктивных свойств.

Материал:

Балалайка – народный инструмент,

• Видеозапись ансамбля народных инструментов,

• Платочки

Народные инструменты (ложки, бубны, трещотка,

• Шаблоны балалаек, разноцветные резиночки.

Дети заходят в зал, выстраиваются у окна, здороваются с гостями. Под русские народные мелодии, сменяющие друг друга, дети выполняют следующие музыкально-ритмические движения в народном стиле:

«Светит месяц» - ходьба по кругу;

«Ах вы, сени» - мальчики делают присядку, девочки – гармошку;

«Калинка» (быстрая часть) – бег под музыку по кругу с захлестыванием голени назад;

«Калинка» (медленная часть) – дети идут в круг, раскрывая руки, из круга – руки на пояс. Затем первый ребенок заводит детей на стулья.

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте сначала разогреем наш голосовой аппарат.

Упражнение на дыхание «Лес». Упражнение на дикцию: скороговорка «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки». Распевка «Три синички» (журнал «Музыкальный руководитель» № 8 – 2007 с. 41)

А теперь давайте вспомним песню, которую мы начали разучивать на предыдущих занятиях и разучим последний куплет этой песни

Разучивание слов, русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет» (журнал «Дошкольное воспитание» № 2 – 1997 с. 115).

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята! Вы хорошо запомнили слова и мелодию русской народной песни, но помните, я вам говорила, что это не просто песня. Это хороводная песня и давайте с вами вспомним движения нашего хоровода. Заводим хоровод.

Хоровод «Вдоль по улице метелица метет»

Музыкальный руководитель:

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с русскими народными инструментами. Давайте вспомним с какими? (ответы детей) Все правильно. У меня есть очень интересная игра. Хотите поиграть?

Проводится музыкально-дидактическая игра: «Определи инструмент»

Музыкальный руководитель:

Я вижу, что вы хорошо усвоили и запомнили, как звучат народные инструменты, и сегодня мы с вами познакомимся еще с одним русским народным инструментом, символом России – балалайкой.

Балалайка – это русский народный инструмент. Ее изготавливают из дерева. Она имеет треугольную форму и три струны. Это щипковый инструмент, то есть звук извлекается щипками или ударами, бряцанием по струнам. Голос балалайки негромкий, но звонкий. Тембр легкий, забавный.

О популярности балалайки говорит и довольно частое упоминание ее во многих русских народных песнях, частушках, стихах.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этого инструмента, связывают с ним характер и поведение того или иного человека: «Наш брат Исайка – без струн балалайка» (всегда грустный, молчаливый, «Вывернулся, как Мартын с

балалайкой» (очень шустрый, из любой проблемы выходит сухим из воды, выворачивается из любой ситуации).

На балалайке играют на посиделках в деревнях, на праздниках в кругу семьи, а еще на концертах в больших концертных залах. Давайте послушаем, как звучит балалайка, и посмотрим, как на ней играют.

Видеозапись. Раздается стук в дверь, заходит грустный Емеля.

Емеля:

Здравствуйте, ребята. Я услышал, что здесь звучит музыка, и решил заглянуть.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте. Ребята к нам пожаловал сам Емеля, из какой сказки, вы знаете? (ответы детей). Что-то наш Емеля такой грустный. Ты не заболел?

Емеля:

Нет. У меня другая беда. Я в подарок детворе из нашей деревни, чтобы порадовать их, сделал много маленьких балалаечек, но они у меня почему-то не поют. И что с ними делать прямо ума не приложу.

Музыкальный руководитель:

Ребята, мне так жалко Емелю. А вам? Давайте поможем ему. Емеля, покажи свои балалайки. Ребята, посмотрите какие красивые балалайки сделал Емеля, только вот, по-моему, здесь чего-то не хватает, как вы думаете. (ответы детей). Ребята, а из чего можно сделать струны или чем можно заменить струны, как вы думаете? (ответы детей). Ребята, давайте не будем забывать, что Емеля у нас сказочный герой, значит, и струны на балалайках могут быть из чего угодно. Сейчас я превращу вас в маленьких мастеров музыкальных инструментов. Хотите? И вы сделаете так, чтобы балалайки, которые принес Емеля, зазвучали, запели. Давай, Емеля свои балалайки.

Дети подходят к столам, на которых на подносах разложены резиночки, и надевают резиночки на заготовки балалаек. Сначала надевают среднюю струну, затем крайние. Показывают, как балалайки начинают звучать.

Музыкальный руководитель:

Смотри, Емеля, как запели твои балалаечки. Ну-ка, подыграй ребятам на нашей балалайке.

Емеля и дети играют на балалайках.

Емеля:

Ой, какие молодцы. Я теперь с ребятами в деревне целый оркестр балалаечников сделаю. Будем играть и частушки распевать. На всю деревню веселье будет.

Музыкальный руководитель:

А мы тоже умеем частушки петь, правда, ребята? И сейчас здесь споем и поиграем на наших инструментах. Хочешь послушать?

Емеля:

Я послушаю, ну-ка выходи на круг, кто смелый?

Музыкальный руководитель:

Ребята, кто хочет спеть частушки, а кто хочет быть музыкантом? Выбирайте себе инструменты.

Дети по желанию выбирают себе музыкальные инструменты и исполняют частушки

Емеля:

Эх, повеселили, хорошо поете. А сколько я новых частушек узнал. Побегу пока не забыл, ребятам в деревне спою. До свидания.

Музыкальный руководитель:

Емеля, а балалайки?

Емеля:

А пусть вам на память обо мне останутся. Я еще сделаю.

Музыкальный руководитель:

Ребята, садитесь на стульчики. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Вам понравились балалайки, которые вы сделали? Вы заберете их в группу и разукрасите их, а потом мне покажите. Наше занятие подошло к концу. До свидания.

Дети уходят в группу

Публикации по теме:

«Балалайка хороша, её мелодия-русская душа!» Поэтапная роспись изделия хохломскими элементами«Балалайка хороша, её мелодия-русская душа!» Поэтапная роспись изделия хохломскими элементами "Балалайка хороша, её мелодия-русская душа!"- поэтапная роспись изделия хохломскими элементами. Воспитание у детей патриотизма, любви к своей.

«Хороша ты, зимушка-зима!» Конспект НОД (ознакомление с окружающим) в средней группе «Хороша ты, зимушка – зима» Цели и задачи: 1. Побуждать детей излагать последовательно свои мысли, развивать связную речь. 2. Систематизировать.

«Ох, зима хороша» (оформление ДОУ к новогодним праздникам)«Ох, зима хороша» (оформление ДОУ к новогодним праздникам) Здравствуйте уважаемые коллеги. В преддверии Новогодних праздников хочу поделиться с Вами дорогие МААМОВЦЫ оформлением ДОУ (группы, коридор,.

«Зимушка-Зима, до чего же хороша!» (Фоторепортаж)«Зимушка-Зима, до чего же хороша!» (Фоторепортаж) Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качают.

Фоторепортаж к проекту «Хороша моя капуста»Фоторепортаж к проекту «Хороша моя капуста» В рамках проекта " Хороша моя капуста" в нашей группе прошли: Выставка поделок: «Осень пахнет капустой», где ребята вместе с родителями.

Конспект НОД «Наша каша хороша» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Хвалынск Конспект совместной деятельности педагога с детьми По.

Образовательный проект «Хороша моя капуста» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательский – творческий. 2. Продолжительность: средней длительности (октябрь-ноябрь) 3. Участники.

Проект «Как ты, осень, хороша!» Проект «Как ты, осень, хороша!» Актуальность проекта Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление;.

Стенгазета «Моя мама хороша»Стенгазета «Моя мама хороша» Стенгазета "Моя мама хороша" Вот и наступила наш самый любимый праздник, женский день 8 марта. И конечно же мы не смогли пройти стороной.

Утренник во второй младшей группе «Осень очень хороша»Утренник во второй младшей группе «Осень очень хороша» Дети под фонограмму песни «Осень милая, шурши» (музыка: М. Еремеева, слова: С. Еремеев) входят в зал с листиками в руках и становятся полукругом.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству «Хороша балалаечка русская»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 21:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время.
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить,...
Мастер-класс по изготовлению игрушки для ёлки «Мандарин»
Очень хороший подарок-сувенир можно не только купить в магазине, но и изготовить самостоятельно. Главное условие-умение владеть элементарными навыками...
Сценарий зимнего развлечения «Заморожу»
СЦЕНАРИЙ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Заморожу» ( для среднего дошкольного возраста) Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей...
Детский мастер-класс «Озорные Снеговики»
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Вот и остались позади новогодние каникулы!...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за следами на снегу»
Цель: научить детей наблюдать за изменениями, происходящими вокруг нас; развивать познавательный интерес. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание...