МААМ-картинки

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Наталья Заварзина
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Перед современной педагогической наукой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также природе, животным. Формирование личности ребенка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс.

Публикация «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников» размещена в разделах

Преимущество искусства, как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих чувств психики, приводит к искусственному ограничению его возможностей к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки»Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец. сказка)»Хаврошечка» «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С Пушкина «Серебряное копытце» П. Бажова» Конек-горбунок» П. Ершова»Айболит» К. Чуковского «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака «Посидим в тишине» Е. Благинниной и др. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их.

Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то педагог помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатления от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло? и т. п. оправдана в том случае, когда педагог занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать своё отношение к немее (если оценка образа сложна, предполагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Дискуссия во многом способствует активации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения,в которых есть конфликтные ситуации.

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобретало для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга»»Сказки А. С. Пушкина» и др. Педагоги подбирают мультфильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы и спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной связи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение ребенка к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим людям, к действительности.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников» Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

Консультация для воспитателей как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» Обобщение опыта работы по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств дошкольников» Егоровой Светланы.

Опыт работы «Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей». Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Опубликовано: 23 июля 2017 в 22:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД