Получи документы

Художественная литература как средство экологического воспитания

Зульфия Алукаева
Художественная литература как средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни». Это высказывание В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает огромное значение единения человека, в частности ребёнка с природой.

Публикация «Художественная литература как средство экологического воспитания» размещена в разделах

Удивительный мир природы встречает детей морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет останавливаться, прислушиваться, присматриваться, задумываться…Знакомство и общение с природой будит любознательность ребёнка, помогает понять многие явления.

Наблюдательность – это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающем мире, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с людьми. Она как бы впитывает в себя пытливость, внимание. Наблюдательный человек больше увидит, а значит, больше познает.

На прогулках дети под нашим руководством наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений мы закрепляем представления детей. Дети должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света и тепла.

Мы развиваем у детей умение обобщать накопленные представления о природе и помогаем сформировать понятия о различных явлениях природы, воспитываем любовь к природе, способность воспринимать красивое вокруг себя, знакомим детей с охраной природы.

Основным способом ознакомления детей с природой является непосредственное наблюдение за изменениями в неживой и живой природе. Для активации мышления я предлагаю самим детям ответить на поставленные мною вопросы, сравнить, сопоставить, сделать выводы.

Чтобы закрепить впечатления во время наблюдений в природе, я использую художественное слово, народные пословицы, приметы, загадки, сказки. Например, началась весна, мы с детьми заучиваем наизусть стихотворение: У Весны три сына тоже:

МАРТ, АПРЕЛЬ и МАЙ.

С ними в тёплый день погожий

Солнышко встречай.

В марте заучиваем стихотворение о марте месяце:

МАРТ.

Солнечной улыбкой март

Объявил весенний старт,

Тает вокруг, темнеет,

Дни становятся длиннее,

И под музыку капели

Птицы радостно запели.

Начинается апрель, заучиваем стихотворение об апреле месяце, например:

АПРЕЛЬ.

Солнцем согретый АПРЕЛЬ к нам приходит,

Птицы домой возвратиться спешат,

Сонный медведь из берлоги выходит,

Луг примеряет цветной наряд.

Звонкие песни запели ручьи,

А по тропинкам бегут муравьи.

МАЙ.

После марта и апреля

Наступает месяц МАЙ.

Птицы радостно запели,

Возвратившись в милый край.

Зацвели, зазеленели

Все деревья и кусты.

Снова пчёлы полетели

За нектаром на цветы.

Заучиваем пословицы и поговорки о весне:

Матушка весна – всем красна.

День с ночью равняется – весна приближается.

Птицы весну принесли.

Затем дети рассказывают о том, как понимают эти пословицы и поговорки.

Также знакомлю детей с пословицами и поговорками о каждом месяце весны.

Обсуждаем вместе с детьми старинные названия месяцев.

Читаем и обсуждаем сказки о весне «Медведь и солнце», «Весенняя песня».

Детям очень нравится, когда я им читаю сказки о временах года. Эти сказки в увлекательной форме, помогают понять ребёнку законы природы, осознать значение природы как многогранной универсальной ценности, понять красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Ведь события сказок основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, её может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные.

Эти истории – сказки можно рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только что прочитанной истории! Да и зачем искать? Он тут как тут, словно ждёт – у забора, у дороги, на лужайке, на цветке. И вот он уже не просто лопух, а Лопух, не просто цветок василёк, а Василёк, он разговаривает, совершает какие – то поступки, вступает в различные взаимодействия с другими обитателями природы.

Весна заканчивается, мы с детьми повторяем признаки весны, пословицы, поговорки, читаем наизусть все заученные стихи, обсуждаем прочитанные сказки и делаем вывод: весна – это время года, когда всё просыпается, пробуждается, начинает расти и цвести. У весны тоже три месяца – март, апрель, май. То же самое делаем при изучении других времён года.

Целенаправленное и систематическое использование произведений в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Художественная литература таит в себе неисчерпаемые возможности для побуждения познавательной активности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать её и в экологическом воспитании детей.

Публикации по теме:

Сценарий собрания-игры с родителями «Войди в природу другом» Тематическое родительское собрание - игра «Войди в природу другом». Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального.

Викторина для воспитателей «В природе все взаимосвязано»Викторина для воспитателей «В природе все взаимосвязано» «В природе все взаимосвязано» Ведущий: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручейка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство экологического воспитания
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 20:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Алукаева (УИ 151134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД