Папки-передвижки

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Плотникова Евгения
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка. В статье представлен конспект родительского собрания по проблемной теме с целью создания единого образовательного пространства семьи и детского сада в вопросах социализации и воспитания дошкольников.

Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова. Социализация, деятельность, игра, рисование, ценности, общество.

Работа с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста

Конспект родительского собрания с использованием метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Тема родительского собрания: Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и закрепить представления родителей о социализации детей, как о важном процессе в становлении личности дошкольника, о художественно-эстетическом развитии, как средстве социального развития ребёнка.

Методика проведения: Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Участники: воспитатели старшей группы, родители (законные представители) воспитанников старшей группы.

План:

I. Вступительный этап:

- игра – приветствие «Я рада видеть вас»;

- сообщение темы и цели родительского собрания.

II. Основная часть:

- актуальность темы.

- практические задания;

- обсуждение темы с использованием метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

III. Подведение итогов собрания:

- рефлексия.

Ход собрания:

I. Вступительный этап.

- Родители делятся на 6 групп с помощью карточек с изображением шляп разных цветов (белые, жёлтые, чёрные, красные, зелёные, синие).

- Игра – приветствие «Я рад (а) видеть Вас».

Родители и воспитатели становятся в круг. В руках у воспитателя игрушка.

Воспитатель: Я рада видеть всех вас и Вас, (воспитатель обращается к родителю слева и передаёт игрушку)(И. О.).

(Передавая игрушку, родители обращаются к стоящему рядом с такими же словами. Игрушка передаётся по кругу и возвращается воспитателю).

- Сообщение темы и цели собрания.

II. Основная часть.

- Актуальность темы:

Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня мы с Вами поговорим о художественно-эстетическом развития, как средстве социализации детей старшего дошкольного возраста.

«Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский

- Дискуссия:

Проблемный вопрос: как вы понимаете выражения: «социализация ребёнка в детском саду», «средство социализации»?

- Выступление воспитателя (краткий обзор темы) :

Исследователи считают дошкольное детство важным и ответственным периодом в жизни человека, когда происходит формирование личности ребёнка. В возрасте от 3 до 7 лет психические процессы развиваются наиболее интенсивно, формируется характер человека. Дошкольник, при помощи взрослых, активно познаёт окружающий мир, осваивает различные виды деятельности, а также знакомится с миром социальных отношений, учится общаться с другими людьми: со значимыми взрослыми и сверстниками, осваивает культуру, ценности, традиции общества. Иными словами, старший дошкольный возраст – важный период в социализации человека.

Слово «социализация» произошло от латинского socialis, что означает «общественный». Общественный, социальный – лексемы, производные от существительного «общество». Процесс социализации представляет собой усвоение индивидом определённой системы знаний, норм, традиций, процесс «вхождения в общество»».

Социализация проникает во все сферы человеческой жизни, так как представляет собой многогранное явление, которое включает в себя не только усвоение этических и нравственных норм, следование традициям, норм общения и взаимоотношения между людьми, воспитание нравственных чувств, а также формирование представлений о Родине, Отчизне, родном доме, чувства патриотизма, знакомство с культурой, духовной и материальной, знание о труде, источнике лучших качеств человека, о природе – нашем втором доме. Для включения ребёнка в систему социальных отношений и обогащения его социального опыта необходимо использовать психолого-педагогические средства социализации, которые являются характерными возрастным особенностям и потребностям детей, иными словами, необходимо включать воспитанников в деятельность, которая является ведущей для их этапа дошкольного детства. По мнению исследователя А. Н. Леонтьева, ведущей называется такая деятельность, которая «обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития» [4, с. 506]. Деятельность способствует не только усвоению индивидом социального опыта, но и служит основой для развития высших психических функций человека, выступает «ведущим институтом социализации на данном этапе». Исследователи считают, что человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. По мнению учёных, игрой является форма деятельности, которая «в условных ситуациях» направлена на воссоздание, а также усвоение общественного опыта.

Социализации детей дошкольного возраста способствует создание педагогических условий с использованием средств и методов художественно-эстетического развития. Рисование необычным способом, пластилинография, аппликация для детей являются своеобразной игрой с использованием разнообразных материалов. Рисовать можно пальчиками, ладошками, ватными палочками, мыльными пузырями, на воде, песком, сахаром и солью, мятой бумагой и поролоновым штампом. Создание образа необычным способом представляет собой одновременно и занятие художественно-творческой деятельностью, и экспериментирование, а также своеобразную игру, что соответствует возрастным особенностям детей и тем самым позволяет заинтересовать их, познакомить с чем-то новым, способствует позитивной социализации. В процессе художественно-творческой деятельности, ребёнок играет, общается со взрослыми и сверстниками, учится жить рядом с окружающими людьми, учитывая их мнение и интересы, принимает правила поведения, принятые в обществе. Иными словами, становится социально-компетентным.

Занятия по художественно-эстетическому развитию способствуют появлению различных эмоций: удивления, любопытства, радости, интереса. Это даёт возможность для обогащения социально-нравственного и эмоционально-коммуникативного опыта ребёнка. Таким образом, художественно-эстетическое развитие является эффективным средством позитивной социализации дошкольников.

- Вопрос родителям:

Назовите виды деятельности детей, которые относятся к области художественно-эстетического развития?

- Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» :

Каждому родителю предлагается надеть шляпу в соответствии с цветом его карточки. Родители объединяются в группы по цвету шляп. Для каждой группы приготовлены различные художественные материалы (пластилин, гуашь, кисти, клей, цветная бумага, картон, альбом для рисования, цветные карандаши, фломастеры, ножницы).

- Творческое задание:

Выполнить коллективную творческую работу по теме «Весна», используя различные материалы. Время выполнения задания: 5 – 7 минут.

Родители обсуждают тему работы, материалы, распределяют обязанности.

- Притча о старом шляпнике :

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

- Описание метода:

«Метод шесть шляп мышления» разработан английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Данный метод – это приём организации мышления человека, который помогает структурировать коллективную и индивидуальную умственную деятельность. Основой метода является параллельное мышление, которое позволяет рассмотреть проблему в разных плоскостях с помощью шляп разных цветов.

- Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» :

Родителям предлагается представить творческую работу и выразить своё мнение по теме «Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» на основе совместно выполненного задания.

Родители в белых шляпах будут говорить только факты, задавать вопросы, передавать содержание деятельности, без эмоций и чувств. Родители в жёлтых шляпах будут говорить только о положительных моментах, «искать» в ситуации только хорошее. Родители в красных шляпах будут передавать свои эмоции: грусть, радость, раздражение, обиду, гнев, по поводу выполненного творческого задания. Родители в зелёных шляпах высказывают творческие идеи, положительные стороны о социализации детей в процессе художественно-творческой деятельности. Родители в чёрных шляпах – пессимистические взгляды. Пытаются предостеречь от возможных рисках. Родители в синих шляпах, в философских шляпах, делают выводы и обобщения об использовании художественно-творческой деятельности в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.

III. Подведение итогов собрания:

- рефлексия - упражнение «Пожелания».

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – Москва : МГУ, 2002. – 376 с.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет [Текст] / Р. С. Буре. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] – Л. С. Выготский. - СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 224 с.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики : монография [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : МГУ, 1972. – 584 с.

Публикации по теме:

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Роль процесса.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2 Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 2.1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игрыСуществует несколько групп игр, развивающих.

Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста» Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста». Автор проекта: Воликова Наталья Николаевна – воспитатель.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Сказкотерапия как средство социализации детей раннего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство социализации детей раннего дошкольного возраста. Ребенок в сказке вырастает мудрым. И духом тверже и добрее.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Театрализованная деятельность как форма социализации детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, меня зовут Сапрыкина Ольга Николаевна, я воспитатель, представляю Центр Развития ребёнка детский сад N 103 г. Воронеж. Тема.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2019 в 21:02
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД