Художественно-эстетическая культура как основа становления личности ребенка

Елена Сапожникова
Художественно-эстетическая культура как основа становления личности ребенка

Что предлагает наше общество в нынешних условиях, современному человеку для того, чтобы он чувствовал себя комфортно и свободно в социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть детский сад в будущем, чтобы подготовить маленького человека к полноценной жизни и труду? Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно детский сад, школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.

Работа каждого педагога, который живет и работает ради будущего нашей страны, направлена на гармоническое развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций ребенка, на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, всестороннее развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Мы знаем, что решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Эффективности воспитательно-образовательного процесса способствует максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция, вариативность воспитательно-образовательного процесса, с использованием образовательного материала, позволяющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Одним из аспектов в становлении гармонически развитой личности ребенка является формирование высокой художественно-эстетической культуры человека, способность воплотить увиденное, реализовать свои фантазии, выразить свое мнение при помощи цвета, творческого мышления, способности к преобразованиям, а также умение регулировать волевые процессы. [5]

Психология подчеркивает важность эстетического развития для гармоничного развития личности каждого человека. Как отмечают многие исследователи, в том числе основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, "образование посредством искусства" - один из самых правильных способов обучения, так как он открывает человеку путь к самому себе, к своему духовному миру, такое образование незаменимо на пути самоактуализации. [1,с. 236-242].

Исходя из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, могу с уверенностью сказать, что поликультурное развитие ребенка может быть осуществлено посредством самостоятельно-познавательной деятельности в области рисования, с использованием нетрадиционных техник рисования.

Это направление является наиболее интересным и продуктивным в развитии ребенка, создает благоприятное условие для реализации необходимых направлений в развитии современного ребенка. Ведь при использовании ребенком нестандартного оборудования, ребенок подходит к проблеме более креативно, находит оригинальные способы для решения проблемы, проявляет гибкость мышления, способность к творческому ассоциативному мышлению, вариативному мышлению, к целостному и дифференцированному восприятию, способность к преобразованиям.

Существует много техник нетрадиционного рисования, которые завлекают ребенка своим разнообразием, желанием придумывать новые композиции. Это маленькая игра. Конечно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Можно отметить, что в процессе рисования, у детей различных возрастов, решающую роль в развитии изобразительной деятельности, отводят аналитическим умениям, которые могут развиваться при реализации поставленных целей системы обучения и воспитания, в процессе разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. креативности воспитательно-образовательного процесса, вариативности использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. [4, с. 3-7].

Список используемой литературы:

1. Ананьев Б. Г. Задачи психологического искусства / Художественное творчество. Сборник. - Л., 1982, с. 236-242.

2 Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.

3 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника,—М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4. Веракса Н. Е. ,. Комаровой Т. С. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5 Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. –М

6 Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.

9 Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961

10 Эльконин А. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960

Публикации по теме:

Реализация педагогического проекта «Семейные традиции как основа воспитания личности ребенка»Реализация педагогического проекта «Семейные традиции как основа воспитания личности ребенка» В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций,.

Нравственно-духовное воспитание как основа становления личности подрастающего поколения Статья на Республиканский онлайн-семинар Лотц Маргарита Валерьевна, учитель самопознания, ст. вожатая КГУ «Школа – детский сад №26» СКО,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Художественно-эстетическая культура как основа становления личности ребенка
Опубликовано: 11 июня 2015 в 12:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект подвижной игры «Наседка и цыплята» для детей младшего возраста
Подвижная игра «Наседка и цыплята» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,...
Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...