Приложение МААМ

Художественно-эстетическое направление и образование детей (19 фото)

Оксана
Художественно-эстетическое направление и образование детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей у дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения, надо только помочь ему «найти себя», помочь ребёнку раскрыть творческие возможности. Велика роль педагога в образовательном процессе. Педагог вдумчивый и чуткий наставник, который формирует способности и раскрывает таланты воспитанников. Создает условия для полноценного развития личности ребёнка. Главное помочь ребёнку реализовать себя в продуктивном виде деятельности.

Публикация «Художественно-эстетическое направление и образование детей» размещена в разделах

Творческие способности – это сочетание таких способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую – либо сложную, трудовую деятельность, создавая новые по замыслу культурные, материальные ценности (Выготский Л. С. Психология. М., 2000 г. с. 808.).

Педагогу важно знать, что творческий процесс – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами личности. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания. Опыт и интересы ребёнка.

Творческое мышление - это неотъемлемая часть творческих способностей. Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Д. Ж. Гилфорд. Он считал, что «творческое мышление связано с доминированием в нё м четырех способностей:

- оригинальность, необычность высказываний идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

- семантическая гибкость, т. е. способность видеть предмет по – новому;

- образная адаптивная гибкость, способность изменить восприятие объекта, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

- семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуктировать разнообразные идеи (Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов – на Дону., 1999 г. с. 234.).

Всякое творчество начинается с осознания незнания. Но не всякое незнание становится знанием с помощью творчества. Творчество является наивысшим уровнем умственной деятельности. Не случайно Ф. В. Шеллинг, продолжатель учения И. Канта, называл творчество высшей формой человеческой жизнедеятельности. Естественно, творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить. Однако творчество – не особый дар избранных, этим даром, по признанию психологов, в большей или меньшей степени наделено все человечество. Все это позволяет сделать вывод, что для творчества в познавательной деятельности ребёнка характерна нестандартность мышления в деятельности, в результате чего рождается новое полезное решение или продукт деятельности, выходящий за рамки общепринятых стандартов.

Опрос ученых и других творческих деятелей за рубежом и у нас в стране, проводившийся как специалистами, так и корреспондентами, педагогами, показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу, воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (от лат. divergere – «обнаруживать расхождение», воля, деятельность и трудолюбие. «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества», - говорил М. Горький. То же подтвердил и выдающийся авиаконструктор А. С. Яковлев: «Ничего оригинального я не скажу. Просто надо любить свое дело. Будь то авиация или автомобилестроение, литейное дело или сельское хозяйство. Если человек любит дело, то у него всегда проявится творческое начало, желание самоусовершенствоваться, стать мастером. Если он к этому стремиться, то успех обеспечен. В любой сфере деятельности свои способности человек раскрывает, начав действовать» (Кейзеров Н. Кто бы мог завершить Фауста?//Студ. Меридиан. 1987. № 4. С. 24 – 26.)

Вот она суть, из которой следует, что главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом. Отсюда вытекает задача педагога создавать условия, вооружив ребёнка методами и приёмами не только самостоятельной, но и творческой работой; обеспечив основные условия творческой деятельности.

В работе с воспитанниками необходимо использовать способы стимулирования творческой активности:

1. обеспечение благоприятной атмосферы;

2. обогащение методической копилки группы, работами детей;

3. использование личного примера творческого подхода к решению творческих проблем (личный творческий потенциал);

4. активное обсуждение вопросов творческого характера, анализ детских работ.

Ребёнку необходимо время для осуществления всех четырех фаз творчества, по Уэллсу: подготовки, созревание идеи, озарение и проверки своей идеи, воплощенной в действительность.

Для обеспечения творческих условий познавательной деятельности необходимо:

приучить детей к работе с первоисточником, с книгой, детскими журналами;

проводить творческие беседы на занятиях, создавая в доброжелательной обстановке возможности релаксации, свободы обмена мнениями, свободы выбора, чтобы развивать воображение, гибкость и дивергентность мышления. При этом полезно использовать методы развития творчества, известные нам из психологии: мозгового штурма для генерации идей, отбора идеи; синектику, способ организации коллективной мыслительной деятельности на основе четырех приемов: рассмотрение проблемы в том виде, как она дана; отказ от очевидного решения; проведение прямой аналогии с чем – либо; формулировка проблемы в общем виде.

Задача педагога не пресекать вопросы детей, а стимулировать их, развивая гибкость и оригинальность мыслительной деятельности. Давать возможность проявлять своё творчество, формировать интерес к проектной деятельности. Конечным результатом образовательной деятельности обязательно будут – знания.

Это мои рассуждения, с которыми я хотела бы поделиться с коллегами. Можно много рассуждать о творчестве и о процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но очень важно знакомиться с результатами продуктивного вида деятельности, анализировать детские работы, помогать педагогам, выстраивать образовательную деятельность, учитывая основное содержание стандарта, программные требования и планируемые промежуточные результаты освоения программы.

В общем положении стандарта перечислены принципы дошкольного образования, одним из основных является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования». Ребёнок может выражать свое мнение, желание творчески работать в группе и индивидуально, определяя вид деятельности, по личной инициативе.

Что касается творческого развития, то в стандарте обозначена задача «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка». При планировании воспитательно – образовательного процесса учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Художественно – эстетическое образование и развитие включает достаточно объемный спектр направлений например : формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др).Определены основные виды деятельности раннего и дошкольного возраста, перечислены целевые ориентиры.

В третьем разделе стандарта прописано о необходимости использования «форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)». На мой взгляд это очень важно… Не всегда тематическое планирование составляется правильно. Необходимо учитывать программные требования и планируемые промежуточные результаты освоения программы, по которой работает учреждение. Формы и методы позволяют продуктивно построить занятие. Обогатить образовательный процесс. Детальный анализ результатов продуктивного вида деятельности позволит старшему воспитателю подготовить методические рекомендации для педагогов раннего и дошкольного возраста.

На примере одной группы мы можем проанализировать результат работы педагогов и результаты освоения программных требований воспитанников раннего возраста.

Мы работаем по программе «От рождения до школы». Ежегодно в начале учебного года (в сентябре) на первом установочном педагогическом совете заведующий утверждает тематическое планирование по основным направлениям развития и образования детей. В тематическом планировании отражены темы, цель, методические пособия, наглядный материал. Педагоги имеют право корректировать тематику занятий.

Учитывая основные пункты стандарта тематическое планирование нужно будет писать по ходу работы с детьми в течение учебного года. Учитывать желание детей! Кто – то будет рисовать, лепить, выполнять аппликацию, а кто – то просто захочет поиграть. Четкой регламентации по образовательной деятельности быть не должно, возвращаемся к комплексно – тематическому планированию воспитательно – образовательного процесса. Данный вид планирования остается приоритетным. Но об этом в другой статье для вас.

Вернемся к детальному анализу результатов продуктивного вида деятельности. Рисование (I-я младшая группа).

Программные требования

1. Обводить формы предметов по контуру

2. Изобразительный материал : кисть, гуашь, карандаш, фломастер

3. Работа с цветом (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный)

4. Линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересечение линий, линии разной конфигурации)

5. Формы работы (ленточки, платочки, дорожки, ручейки, заборчик и т. п.)

6. Штриховка линиями

7. Предметы округлой формы

8. Коллективные работы

9. Нетрадиционная техника (приемы)

10. Свобода выбора

Общее количество занятий в год: 36

Проанализировано: 29 работ

Обводить формы предметов по контуру

Художественно-эстетическое направление и образование детей

Детям предложили обвести яблочки

Фото №1 Развитие творческих способностей у дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения надо только помочь ему найти себя помочь ребёнку раскрыть творческие возможности

Изобразительные средства : кисть, гуашь, карандаш, фломастер

(всего 23 работы выполнены кистью)

Фото №2 Велика роль педагога в образовательном процессе

Достаточно сложно выполнить работу ребёнку 2-3 лет кистью

Фото №3 Педагог вдумчивый и чуткий наставник который формирует способности и раскрывает таланты воспитанников

Фломастером было выполнено 4 работы. Карандашом 2 работы.

Работа с цветом (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный)

Создает условия для полноценного развития личности ребёнка Главное помочь ребёнку реализовать себя в продуктивном виде деятельности Педагогу важно знать что творческий процесс сложный психический процесс связанный с характером интересами личности Развитие творческого процесса в свою очередь обогащает воображение расширяет знания

Линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересечение линий, линии разной конфигурации)

Фото №4 Опыт и интересы ребёнка

"Птичка на ветке"

Фото №5 Творческое мышление это неотъемлемая часть творческих способностей

"Травка для курочки"

Фото №6 Что же такое творческое мышление Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Д

"Солнышко"

Фото №7 способность видеть предмет по новому образная адаптивная гибкость способность изменить восприятие объекта чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны семантическая спонтанная гибкость т

"Дождик"

Фото №8 способность продуктировать разнообразные идеи Басова Н

"Путешествие"

Формы работы (ленточки, платочки, дорожки, ручейки, заборчик и т. п.)

Фото №9 Педагогика и практическая психология Фото №10 Всякое творчество начинается с осознания незнания

Штриховка линиями (можно в разных направлениях)

Фото №11 Но не всякое незнание становится знанием с помощью творчества

Предметы округлой формы

Фото №12 Творчество является наивысшим уровнем умственной деятельности

"Яблочки для Алены"

Нетрадиционная техника (приемы)

Фото №13 Шеллинг продолжатель учения И

Прием ладошки, пальчиковый приём.

Фото №14 Канта называл творчество высшей формой человеческой жизнедеятельности

По результату анализа подготовила для воспитателей методические рекомендации.

Публикации по теме:

Интерактивная дидактическая игра «Веселый счет «1,2,3,4,5-учимся считать» Дидактическая игра Веселый счет «1,2,3,4,5-учимся считать» Цель: развитие элементарных математических представлений у дошкольников среднего.

Педсовет «Компьютер и детство». Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ ЦЕЛЬ:Повышение ИКТ-компетентности педагогов, через активное использование информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое направление и образование детей
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 20:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое направление и образование детей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана (УИ 254585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД