Людмила Позмогова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно – эстетическое развитие детей
дошкольного возраста.
То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка
и особенно эстетического воспитания.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый», рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Для ребенка изобразительная деятельность имеет очень большое значение. Через изобразительную деятельность осуществляется:
• Умственное воспитание – развивается речь, мышление, память, воображение, внимание, цветоразвитие;
• Эстетическое и нравственное воспитание – любовь к прекрасному, любовь к Родине.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю. Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя, как творческая личность.
К ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСИТСЯ:
• Изобразительная деятельность.
• Музыкальное восприятие.
• Восприятие художественной литературы.
В условиях детского дошкольного учреждения воспитатель осуществляет все три направления художественно-эстетического развития ребенка, но далее мы остановимся на изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста, основное значение которой – образное отражение и познание действительности.
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей : усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирования связной речи.
У малышей желание рисовать, лепить, конструировать из бумаги кратковременно и неустойчиво. Старшие дошкольники испытывают определенную потребность в творческой деятельности, что говорит о наличии у них способностей, которые требуют внимания и правильного руководства со стороны педагога.
Также немаловажная роль отводится и родителям. Ведь совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу.