МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна

Светлана Куликова
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.

Проблемы творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретают исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению современных философов, культурологов, психологов, в настоящем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные задачи современной цивилизации.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна» размещена в разделах

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области художественно-эстетического развития детей и в частности такого интегративного качества личности ребёнка как способность к творчеству или креативность (от англ. creativity). Здесь можно отметить работы педагогов и психологов, таких как: В. И. Волынкин, Г. Н. Пантелеев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Савенков, В. С. Библер, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин, М. В. Межиева, и др.

На основании наблюдений за развитием старших дошкольников в условиях ДОУ, а так же по результатам опросов воспитанников и их родителей нами были сделаны выводы, подтверждающие научные изыскания о том, что способности к творческому подходу в решении различного рода задач помогают ребёнку быть успешным не только в области художественно-эстетического развития, но и в остальных образовательных областях. Согласно ФГОС – это области физического, коммуникативного, познавательного развития и развития речи детей.

Мы убеждены, что центральное место в художественно - эстетическом развитии детей занимает самостоятельная продуктивная деятельность, направленная на получение нового результата, и считаем, что такой деятельностью является творческое конструирование с элементами художественного проектирования (дизайн). В частности его разновидность, наиболее близкая и понятная дошкольникам – экодизайн. Экодизайн– это современное направление в дизайне, нацеленное на использование в деятельности природного, «бросового»и подручного материалов.

Исходя из актуальности проблемы была определена цель нашей работы: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.

Задачи работы:

• определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

• организация эстетико-педагогических условий в воспитательно-образовательной деятельности (создание предметной развивающей среды);

• разработка методики проведения педагогических мероприятий, направленных на формирование уровня творческих способностей (с учётом полоролевого аспекта воспитания старших дошкольников);

• организация досуговой творческой деятельности детей, на материале художественного конструирования;

• приобщение воспитанников к благоустройству своего игрового и жизненного пространства средствами экодизайна.

Этапы работы:

Подготовительный этап: определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием экспресс – диагностического тестирования, предложенного В. Т. Кудрявцевым и опросников для детей и родителей. (В начале работы нами было зафиксировано 47% детей с низким уровнем способностей к творчеству. И 13% детей с достаточно высоким уровнем); организация эстетико-педагогических условий для реализации практической части работы (Создание в групповом помещении зоны творческого развития детей «Мастерилка»); разработка методики проведения педагогических мероприятий, направленных на развитие уровня творческих способностей воспитанников. (Серия досуговых педагогических мероприятий в количестве 18 образовательных ситуаций с периодичностью 2 занятия в месяц во второй половине дня).

Ознакомительный этап: знакомство с возможностями модели этапов трудового процесса «Лестница труда»; проведение экскурсий; сбор и систематизация материалов для дизайн-деятельности; организация и проведение игр-импровизаций, направленных на поиск нестандартных способов решения изобретательских задач; проведение тренинг-упражнений для развития ручной умелости.

Практический этап: ознакомление детей со свойствами разных материалов и использование их прикладных возможностей на практике при реализации собственных дизайн-разработок; участие в конкурсах и творческих проектах ДОУ; организация выставок и презентаций по результатам детской деятельности; использование продуктов детского дизайна в быту.

Заключительный этап: анализ и подведение итогов работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна.

Результаты анализа уровня развития творческих способностей детей, проведенного в конце работы, полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что специально спланированная содержательная досуговая дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста, и в частности одна из её разновидностей – экодизайн, способствует проявлению положительной динамики в художественно - эстетическом развитии старших дошкольников. О чём свидетельствует статистика (49% детей с высоким уровнем способностей к творчеству. И 51% детей со средним уровнем, а так же положительная оценка педагогической и родительской общественности.

В заключение хочется отметить, что в результате проделанной работы дети старшего дошкольного возраста получили представление об объектах материальной культуры, которые могут быть созданы посредством детского экодизайна (сказочные объекты, транспорт, мебель, одежда, утварь, игрушки подарки – сувениры и пр.)

Познакомились со свойствами и качествами, а так же научились применять на практике с учётом техники безопасности различные материалы (Бумагу, картон, пластик, металл и др.). Составили представление об экодизайне, «бросовом», подручном, природном материале, который используется в художественном конструировании.

Ребята научились экспериментировать с различными материалами (окрашивать, выжигать, склеивать и т. д., создавать замысел, планировать свою деятельность, выбирать наиболее оригинальные и экономичные варианты решения задач, доводить начатое дело до конца, используя при планировании деятельности модель «Лестница труда». Освоили «чтение» простейших чертежей, схем и технологических карт. Научились самостоятельно и с помощью взрослых находить в книгах и журналах иллюстрации для создания моделей и поделок (одежды, предметов обихода, подарков и проч.). Овладели специальными трудовыми умениями и навыками (соединение частей поделок с помощью скрепляющих материалов и т. д.).

Подводя итог, следует заметить, что творческий подход в любом виде деткой деятельности предполагает активность, созидательную позицию, открытость миру. Открытость, с которой ребёнок воспринимает окружающий мир, даёт ему возможность понимать и решать задачи. Любопытство и тяга к знаниям делают всех нас открытыми для внешнего мира. Внутренняя свобода предоставляет собранные знания в распоряжение нашему внутреннему миру переживаний. Создавая свой мир, свою форму, смысл рождается индивидуальность и творческая уникальность личности.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество – М. : Просвещение, 1990

2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Выпуск – 3. М. : Скрипторий 2003

3. Давыдов А. С. Играя, растём и умнеем. М. : АСТ, 1997

4. Ильина М. В. воображение и творческое мышление. –М. : Книголюб, 2004

5. Логунова Т. – Первые уроки дизайна. М. : Мозаика – Синтез, 2004

6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. Ярославль: Академия развития, 2002

7. Пателеев Г. Н. Детский дизайн, - М. : «карапуз – дидактика», 2006

8. Савенков А. И. Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей детей 5 -7 лет. М. : Академия развития, 2014

Публикации по теме:

Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада Русский и советский философ, педагог и психолог П. П. Болонский считал, что задача эстетического воспитания заключается не столько в воспитании.

Фотоотчёт по теме: Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Фотоотчёт по теме: Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Каждый педагог, который работает в системе дошкольного образования знает, что с 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного.

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОСХудожественно-эстетическое развитие предполагает.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста.Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Детство.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусстваХудожественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший.

Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада «Эстетическое творчество не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества. Уроки поэзии, музыки, рисования как изолированные.

Педсовет: «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Педсовет Тема «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Цель: расширить знания педагогов о художественно-эстетической деятельности,.

Педсовет Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Подготовка к педагогическому совету: 1. Тематическая проверка: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» 2. Встреча с работниками.

Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна
Опубликовано: 15 октября 2017 в 16:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД