Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи

Айнура Акматова
Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи

«Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!»

Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению национального воспитания, составной частью которого является формирование национального сознания детей дошкольного возраста. Поэтому актуальной проблемой становится приобщение дошкольников к истокам народного искусства и создание благоприятного духовного основания для всестороннего развития личности. Народное искусство пробуждает у детей первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию у них чувства прекрасного, развивает творческие способности. Несмотря на данную от природы способность детей к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей воспитанников. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней. Художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Ведь, не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство. Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти пробелы необходимо восполнять посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций. Однако, это не всегда возможно. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в нашей группе проводится углубленная работа по этому направлению. Это выставки народно-прикладных игрушек, экскурсии в "Сокровищницу народных умельцев", оборудованную и оформленную совместно с родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи. Интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. У детей вызывается интерес к действиям с бумагой, краской. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно движения становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, мы воспитываем в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Перед нами, обучая детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

Образовательная:

- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

- развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

- умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Развивающая:

- вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

- развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

- развивать творческие способности.

Воспитательная.

- воспитывать любовь к прекрасному.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматриванию иллюстраций, изделий народных мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов, наблюдение в природе, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративному рисованию, дети хорошо ориентируются я на листе бумаги, лучше владеют кистью. Все это способствует развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.

Публикации по теме:

«Творчество Юрия Алексеевича Васнецова в русских народных сказках и потешках» Цель: Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Юрия Васнецова. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного.

Фольклорное представление по мотивам славянских народных сказок «В гости всех друзей зовём»  (фотоотчет)Фольклорное представление по мотивам славянских народных сказок «В гости всех друзей зовём»  (фотоотчет) В рамках проекта "Кубанский колосок" в этом году ребята нашего дошкольного отделения много узнали о злаках и хлебе. Но возник вопрос: как.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Художественное творчество «Флаг хутора Железного» Задачи: Познание: • Обобщить знание детей о нашей малой Родине – Железном ; • Обобщить знание детей о флаге ; • Вызвать у детей чувство.

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» Вид занятия: Познавательное Тип занятия: Комбинированное. Задачи.

Конспект занятия по лепке из глины по мотивам народных игрушек «Птичка» Лепка из глины по мотивам народных игрушек Птичка. Цель: Познакомить детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской птички.

НОД «Наш лес». Художественное творчество детей. ФотоотчётНОД «Наш лес». Художественное творчество детей. Фотоотчёт В рамках ежегодной областной традиционной акции «Наш лес. Посади своё дерево» в нашем дошкольном учреждении прошла тематическая неделя.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Спортивный праздник по мотивам русских народных сказок «Там на неведомых дорожках»Спортивный праздник по мотивам русских народных сказок «Там на неведомых дорожках» в дошкольном отделении «Обучай-ка» Сценарий спортивного праздника «Там на неведомых дорожках…» по мотивам русских народных сказок Задачи.

Занятие-презентация для средней группы «Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковских росписей) Занятие-презентация для средней группы Декоративное рисование «Украшение платочка»[/b](По мотивам дымковских росписей) Программное содержание:.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи
Опубликовано: 14 марта 2016 в 15:11
+281Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 163.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Подборка стихотворений об осени для детей старшего дошкольного возраста
Осень Осень, Осень. Солнце В тучах отсырело - Даже в полдень светит Тускло и несмело. Из холодной рощи В поле, На тропинку, Выдуло зайчонка - Первую...
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию» Уважаемые коллеги! Недавно листала семейный альбом путешествий и вспоминала нашу поездку в Абхазию в начале октября...
Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки...
В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах. Прекрасным...