I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой»

Эвелина Рогалева
I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой»

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Одна из наиболее актуальных задач в образовательной политике Российской Федерации - это модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы.

Также действует Закон РФ «Об образовании (статья 9 п. 1) о предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам».

К дошкольному образованию требования отражены в Федеральных государственных стандартах. Разработан стандарт с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации (п1.2).

Стандарт направлен на решение задач:

-Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

-формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных качеств, приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры;

-формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущего читателя, культурно-образованного человека.

Одним из основных направлений развития и образования детей (образовательная область) является речевое развитие.

Которое способствует правильному овладению речью как средством общения и культуры;обогащению активного словаря: развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества по средствам книжной культуры при восприятии на слух текстов различных жанров

детской литературы.

Дошкольный возраст-это важнейший этап развития речи и воспитание культурной личности. С раннего детства ребенок приобщается к книжной культуре социума. Многообразие книжной литературы, является носителем информации, средством общения, продукт художественного творчества, произведением искусства, предмет быта. Именно в дошкольном возрасте активируется мышление, правильно формируется речь, развивается интерес к книге.

Великие педагоги высказывались о роли книги в развитии и воспитании человека:

«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина).

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое». (В. А. Сухомлинский.)

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание —великое дело: им решается участь человека». (В. Г. Белинский).

Книга необходима ребенку с рождения, она великий учитель и друг. Без нее немыслимо гармоничное развитие ребенка, потому, что она формирует ни только духовно-нравственное воспитание, знакомит с творчеством русских и зарубежных писателей, воспитывает у дошкольников бережное отношение к книгам,но и способствует формированию психологических процессов: память, творческое

воображение, логическое мышление, слуховое внимание.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, мобильные телефоны, айфоны и планшеты, компьютерные игры, невозможно направить дошкольника взять в руки книгу.

В связи с этим замедлилось вхождение дошкольников в книжную

культуру, значительно снизился интерес к детской литературе.

Увеличился процент детей дошкольного возраста с недостатками речи и бедностью словаря.

Именно поэтому актуальностью является, формирование общей культуры личности дошкольников, ведь дошкольник является своеобразным читателем.

Анализ недостатков в результатах показали:

-дети недостаточно проявляют интерес к детским книгам, в ситуации выбора дошкольники предпочтут взять игрушки, дидактические игры, развивающие игры, конструкторы, компьютерные игры;

-культура обращения не соответствует правилам обращения с книгой (рвут, бросают, берут книги грязными руками, рисуют на книгах, вырывают

страницы;

-в сюжетно - ролевых играх не отражают интереса к играм: «Библиотека», «Книжный магазин»;

-не задумываются над содержанием прочитанных произведений (На-учно-познавательного характера (детские энциклопедии, Этической литературой (повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему

моральных ценностей)

- сказочно-фантастической

- приключенческой,

- художественно-исторической,

-не определяют жанры детской литературы, не способны называть писателей, поэтов, сказочников;

-насыщенность игровых центров («Библиотека» и «Книжный магазин») не соответствует интересам детей (не хватает атрибутов и разных видов детской красочной литературы, иллюстраций по произведениям);

-дети не могу самоорганизовать сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий в «Библиотеку», «Книжный магазин»;

-не способны договариваться о последовательности совместных действий в сюжетно-ролевых играх.

Анализ недостатков в основном процессе показал:

Педагоги не компетентны в выборе методов и форм работы по формированию у дошкольников интереса к книжной культуре, составление календарного плана не соответствует тематике, в подборе методического пособия, видов детской литературы, иллюстраций к произведениям.

-система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой находится на низком уровне (не достаточно правильно используются методы (словесные, наглядные, формы и средства по ознакомлению дошкольников с книжной культурой);

-работа по ознакомлению дошкольников с видами детской литературы проводится не регулярно

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности показал:

-при тематическом и перспективном планировании не планируются темы: «Книга - лучший друг», «Как рождается книга», «С книгами знаться,

ума набраться»

- Нет совокупности взаимосвязанных средств (интерактивного и мультимедийного пособия во время образовательной и игровой

деятельности, дидактического пособия в свободной деятельности,

индивидуальной, методов при ознакомлении с видами детской литературы

-словесных: беседа «Книги плохие и хорошие», рассказывание о прочитанном произведении; «Н. Носов «Фантазеры», М. Пришвин «Золотой луг», чтение разных жанров книг; сказки «Ш. Перро «Кот в сапогах», басни Л. Н. Толстого «Косточка» и д. р.,

-наглядных: рассматривание репродукций, картин, иллюстраций к

произведениям, открыток, мультимедийного пособия, наблюдения; репродуктивных методов в свободной,игровой и образовательной деятельности: т. д. необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование у дошкольников интереса к книжной культуре;

-недостаточное методическое (программ и методической литературы и информационное оснащение дошкольного учреждения, необходимое для процесса внедрения ФГОС по ознакомлению дошкольников с видами детской художественной литературы;

- неготовность педагогических кадров к работе с интерактивными средствами и мультимедийными пособиями;

-недостаточная подготовленность педагогов к использованию новых форм организации образовательной деятельности детей по ознакомлению с книгой:

Противоречие обусловлено:

- важностью ознакомления дошкольников с книжной культурой;

-неготовностью кадров к использованию новых форм в образовательной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Способностью ярко, эмоционально откликаться.

Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Поэтапное решение проблемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой. 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой»
Опубликовано: 13 июня 2015 в 23:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 сентября. День баклажанов и кабачков

Многих в этом году порадовал хороший урожай баклажанов и кабачков. Давайте посвятим очередной тематический день этим вкусным и полезным овощам, познакомив с ними детей поближе.

28 сентября. День тантамаресок на МААМ

Очередной тематический день посвящен театральному атрибуту, с помощью которого можно легко перевоплощаться и играть любые роли. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

Развивающее пособие «Забавные буквы»
Развивающее пособие «Забавные буквы». Блог. Лариса Гацко. Уважаемые коллеги! Предлагаю вам познакомиться с замечательным пособием «Забавные буквы» из...
Отчет по проекту «Хоровод матрешек наших»
Как известно, 2020 год в России призван годом народного творчества. Мы очень долго думали как же нм познакомить с этим малышей. В процессе работы в нашам ДОУ...
Конспект досуга для старшей группы «Что нам Осень подарила?»
Цель : обобщить знания детей о признаках осени; пробудить в ребятах интерес к народным традициям, сезонным приметам, народным играм. Задача : учить...