Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных»

Зайцева Алевтина Николаевна
Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных»

И. п. и В. п. имён существительных.

Цели урока:

1. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности,

2. Образовательные: пополнить знания учащихся об именительном и винительном падежах, тонкости употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.

3. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Только правильно писать.

2. Словарная работа.

2.1 - Начнем урок с разгадывания кроссворда.

- Но прежде, давайте вспомним, что такое синонимы.

1. Синоним слова специальность

- 1 ученик пишет на доске, остальные – прочитать четко, орфографически, и записать. (выставить карточку).

2. То же, что и обычай.

3. Сладкое, третье блюдо.

4. Синоним слова «починка», «исправление».

5. Синоним слова «золотистый», янтарный цвет.

- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ

- Запишите его.

- Назовите глухие согласные звуки[ п ], [ ш ]

- Как проверить согласный звук на конце слова?

- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.

- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ

- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? (форма слова, однокоренное слово).

Падеж – лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]

- Что вы знаете о существительном?

• Постоянные признаки:одушевленное, неодушевленное;

• собственное, нарицательное;

• имеют род

• Непостоянные признаки:изменяется по числам, падежам;

• главные и второстепенные члены предложения

Посмотрите на таблицу, свяжите существительное ПАДЕЖ с темой урока

3. Сообщение темы и задач урока.

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

• - Каковы задачи урока? - Научиться отличать И. п. от В. п.

• -Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову

- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п. ?

Работа в парах по карточкам.

- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?

Нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.

4. Формирование новых знаний.

Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И. п., В. п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?

На доске:

Дети на уроке читали рассказ. Рассказ сильно рассмешил ребят.

В саду растет дерево.

Это дерево посадил Виталий.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

«Чтобы определить падеж существительного, которое отвечает на вопрос что? - нужно подставить вместо него одушевлённое существительное.

Если одушевлённое существительное в этом случае отвечает на вопрос кто? это именительный падеж.

Если одушевлённое существительное отвечает на вопрос кого? - это винительный падеж.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: если существительное выполняет роль подлежащего, это слово И. п., если роль второстепенного члена – В. п.

Появляется запись на доске.

И. п. В. п.

кто? что? кого? что?

на, в, за, о, под, про, через, сквозь

гл. член вт. член

Физминутка.

Потрудились, отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

6. Формирование практических навыков.

С. 106-упр. 187

Доп. задание: упр. 188

Карточка № 1

1. Прочитайте текст.

Полыхающий огонь уничтожал лес. Над пожарищем плыло т. жёлое облако. Опытный лётчик направил на облако сам. лёт и выстр. лил особым составом. Хлынул дождь и пог. сил огонь.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Определите падежи имён существительных:

- Какой вывод можно сделать?

ИТОГ УРОКА.

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Чего достигли?

- Докажите, что цель урока достигнута.

Выдаются карточки

Д. З.: РТ – с. 52-53

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы» Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства. Урок русского.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Самоанализ урока «Число имен существительных» Самоанализ урока. «Число имен существительных».. Данный урок является продолжением темы «Имя существительное». Обучающиеся уже узнали.

Конспект урока «Дательный падеж имён существительных 1-го склонения» Цель урока: 1. Познакомить с особенностями имён существительных в дательном падеже. 2. Учить отличать родительный падеж от дательного. 3.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных»
Опубликовано: 10 марта 2018 в 22:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Выставка работ «Осенние фантазии»
Осень прекрасная пора, потому что именно в это время года можно увидеть буйство красок в природе. Также осень это очень творческое время года, когда можно...
Фотоотчет Осеннее развлечение в младшей группе «Осень в гости к нам пришла»
Цель: создание радостного, праздничного настроения у участников праздника. Формирование устойчивого интереса ко всем видам музыкальной деятельности,...
Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей...
Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди других песен....