МААМ-картинки

Брейн-ринг «Юный эколог»

Оксана Антропова
Брейн-ринг «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Публикация «Брейн-ринг „Юный эколог“» размещена в разделах

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нем. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Как мы уже знаем, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому со своими воспитанниками мы все познаем в игре. Итоговое мероприятие по экологическому образованию можно организовать в форме интеллектуальной игры брейн-ринг «Юный эколог».

Игра брейн–ринг «Юный эколог» ориентирована на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы, а основная мысль заключается в выделении нравственного аспекта экологического воспитания. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

Основная [bцель[/b] игры формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через приобретение ими знаний о мире природы в процессе интеллектуальной игры

Задачи:

Обучающие :

способствовать формированию экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Развивающие:

Развитие и поддержка познавательного интереса детей;

развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.

Воспитательные:

содействовать воспитанию экологической культуры;

обеспечить эмоциональный комфорт, направленный на получение положительных эмоций.

Форма: экологическая интеллектуальная игра брейн-ринг «Юный эколог»

Методы работы: С учетом психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, были подобраны:

словесные методы - объяснения, указания, словесные инструкции, вопросы;

наглядные методы - рассматривание иллюстрации (педагогом, детьми);

игровые методы – игра брейн-ринг, дидактические игры;

Создание мотивирующего пространства.

Создание в группе познавательно-экологического центра. Он является игровым, для закрепления знаний детей о природе. Здесь находятся различные игры, материал для исследовательской, практической деятельности, альбомы, ЛЭП буки «Земля – наш общий дом», «Времена года», «Красная книга Свердловской области».

Новизна

Как говорится, «все новое - далеко забытое старое», но в отличие от существующих игр, данная экологическая игра брейн-ринг «Юный эколог» ориентирована на комплексное обобщение знаний объектов и явлений природы, в процессе интеллектуальной творческой деятельности, а также непосредственного взаимодействия ребенка с реальными объектами природы. Для хорошего усвоения и понимания программного материала используются новые педагогические технологии:

личностно-ориентированная технология,

технология проблемного обучения,

здоровьесберегающие технологии,

игровые технологии.

Содержание экологической игры брейн-ринг «Юный эколог»

Материалы и оборудование: эмблемы для команд на каждого участника, оценочные листы для фиксирования результатов игры – 2 шт., чудесный мешочек и яйца из-под киндер-сюрприза с вопросами. Круговая диаграмма с разноцветными секторами, на которой символизируют времена года и месяцы. Аудиозапись голосов различных животных, музыка Шуберта, карточки для игры «Кто лишний?», экологические знаки, медали для участников «Юный эколог».

Игровая задача: ответить первым, получить большее количество очков.

Ход игры

Вхождение в игру – «Давайте поздороваемся»

Цель игры: разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

- 1 хлопок – здороваемся за руку;

- 2 хлопка – здороваемся плечиками;

- 3 хлопка – здороваемся спинками.

Рекомендации ведущему: для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры (музыкальное сопровождение по выбору педагога).

Ведущий: Добрый день, ребята!

Приветствуем вас на игре экологический брейн-ринг. Название игры брэйн-ринг произошло от англ. brain — мозг. Как вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Команды занимают места. Послушайте правила игры.

Правила игры:

1. В игре принимают участие 2 команды.

2. Капитаны команд представляют название, девиз, эмблему.

3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии.

4. Правильность ответов оценивает жюри

5. За правильный ответ команда получает фишки. Побеждает та команда, которая набрала большее количество фишек.

Вед: здесь присутствуют члены жюри, именно они, определят победителей игры (представление жюри). Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

«Представление команд» (название, девиз)

Команда «Родничок»

Команда «Солнышко»

1 раунд «Разминка»

Представляет собой блиц опрос. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

Вопросы команде «Родничок»

- У какого дерева иголки, как у ежа? (елка)

- Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

- Какая птица лечит деревья? (дятел)

- Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)

- Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)

- Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

- Кто в лесу плетет паутину? (паук)

- Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)

- Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

- Как называется дом муравьев? (муравейник)

- У какого зверя есть иголки? (у ежа)

- Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

- Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Вопросы команде «Солнышко»

- Где живет белка? (в дупле)

- Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

- Когда в саду малина поспевает? (летом)

- Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

- У какого дерева белый ствол? (у березы)

- Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)

- Чем питается бабочка? (нектаром)

- Когда картошку дедушка копает? (осенью)

- На каком дереве растут желуди? (на дубе)

- Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

- Когда вода на речках замерзает? (зимой)

- У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

- Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)

- У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)

- Когда земляника поспевает? (летом)

Пока жюри оценивает первый конкурс, мы с вами поиграем в игру: «Солнышко и дождик». Послушайте правила игры: сейчас вы превратитесь в насекомых, когда будет светить солнышко, вы будете танцевать и веселиться на полянке. Как только пойдёт дождик - вам надо будет занять места в своих домиках.

2 раунд «Неживая природа»

Вопросы задаются командам по очереди, используя чудесный мешочек и яйца из-под киндер-сюрприза- в них положены вопросы.

1. Как сохранить красоту Земли? (Сажать деревья, не разбрасывай, мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда, не ловить бабочек и других насекомых.)

2. Откуда берутся день и ночь? (Земля вертится, словно волчок, и подставляем Солнцу то один бок, то другой)

3. Назови месяцы года (на табло выставляют круговую диаграмму, разноцветные секторы которой символизируют времена года и месяцы.)

4. Перечислите виды осадков (Дождь, снег, град, роса, туман.)

5. Из чего состоят облака? (Из капелек воды или кристалликов льда.)

6. Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Звук распространяется медленнее, чем свет.)

Жюри подводит итог. С детьми проводится игра «Дождик»

Цель игры: учить детей работать в команде.

Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий говорит:

«Дети, на улице пошел мелкий дождик», - и начинает постукивать одним пальцем правой руки по левой ладони. Дети повторяют.

«Дождик стал сильнее», - дети стучат двумя пальцами, потом – тремя, четырьмя.

«Пошел сильный дождь», - дети хлопают ладошками.

«Загремел гром!» - дети стучат ногами.

«Гроза прошла, но дождь еще очень сильный», - дети хлопают в ладоши.

«Дождь постепенно стихает», - дети постукивают пальчиком по ладошкам.

«На улице – светло и сухо, можно идти гулять», - все дети двигаются по комнате под спокойную музыку.

3 раунд «Угадай, чей голосок?»

Звучит аудиозапись голосов различных животных.

Представители команд по очереди называют голоса животных и птиц. Участники узнают пение соловья, вороны, кукушки, совы, медведя, кабана, лисы, волка, комара, пчелы, лягушки и т. д.

4 раунд «Черный ящик»

Внимание! «Черный ящик». Угадайте, что в нем? «На свете есть один предмет, в котором спрятан белый свет, ты стрелку смело повернешь и без труда домой пойдешь (Компас). Дети отгадывают, получают фишки.

5 раунд «Кто лишний»

Кто лишний в ряду и почему?

(На стенде выставляют карточки с изображением животных, птиц, насекомых, растений, при этом среди карточек с изображением, например, домашних животных одна карточка с изображением дикого животного и наоборот. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть карточки. Затем задает вопрос: «Кто лишний?», объясняют почему.

Жюри подводит итоги раундов. А теперь немного отдохнем. Закрывайте глаза.

Звучит музыка Ф. Шуберта «Ave Maria». Проводится релаксация «Если бы я был деревом» (под музыку).

«Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Они растут все глубже и глубже (сидят на стуле, твердо поставив ноги). Наша кожа – это кора. Она твердая и жесткая, вся в буграх и бороздах. Она защищает нас от ран. И все поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки на этой коже, которая называется кора (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу. На них могут отдохнуть птицы и даже свить гнездо (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.

«Я всех людей и птичек зеленый добрый друг,

Тяну я всем ладошки и много – много рук» (сжимают и разжимают кулачки).

Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).

Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

6 раунд «Правила друзей природы»

Каждая команда получает по пять экологических знаков. Дети должны определить значение каждого из них. Команды по очереди называют и объясняют знаки (капитаны команд выбирают карточки – знаки и обсуждают в команде).

• Нельзя портить кору деревьев.

Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.

• Не оставляй мусор.

Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:

• кожура апельсина – 2 года;

• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;

• жестяные банки – от 80 до 100 лет;

• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

• Не уничтожай грибы, даже ядовитые.

Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.

• Нельзя вырубать деревья.

Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!

• Нельзя шуметь в лесу.

Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

• Не лови бабочек.

Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

• Не ломай ветки.

Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

• Не трогай птичьих гнёзд.

Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

• Бережно относись к воде.

Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.

• Не рви цветы.

Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

Вед: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Вот и закончилась наша игра, вы молодцы! Вы показали хорошие знания о природе.

Жюри: Ребята, мы видим, вы стали настоящими друзьями природы. Наша игра завершилась. Мы вас поздравляем, и назначаем вас главными экологами на планете. (Вручаются медали «Юный эколог»). Экологи – это друзья природы. Это те, кто бережёт, защищает и охраняет природу. Награждение команд.

Список используемой литературы

1. Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. – Издательство «Учитель», 2007.

2. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.

3. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание старших дошкольников» «Мозаика-Синтез», 2000 г.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

Аннотация

Особую значимость здесь играли коммуникативные навыки, направленные не только на бережное отношение к природе, но и на бесконфликтное общение детей друг с другом, в целом. Такая форма проведения итоговых мероприятий необходима в ДОУ. Она позволяет усовершенствовать работу коллектива в рамках ФГОС, объединить усилия всех участников образовательного процесса в ДОУ (родителей, педагогов и детей) в экологическом образовании дошкольников. Дети в игровой форме показывают свои знания, необходимые для них. Педагоги подводят итог своей работы, своего профессионального мастерства. Для воспитателей детского сада это и мониторинг развития познавательных процессов – (внимания, памяти, мышления, коммуникативной сферы) ребенка. Результаты такой формы игры нужны для коррекционной работы, есть над чем поработать с тем или другим ребенком. Игра брейн-ринг «Юный эколог» адресована для старших дошкольников.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Математический брейн-ринг» в подготовительной группе Уважаемые коллеги, это занятие можно провести как итоговое. Вед. Дорогие гости, встречайте наших участников, команду «Всезнайки» и её капитана.

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Брейн- ринг» Воспитатель: Ермохина Юлия Николаевна.

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг «А ну-ка, мамочки и дети» На экране телевизора демонстрируется слайд - шоу, звучит музыка Ведущая. Добрый вечер! Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский.

Конспект аттестационного занятия «Математический Брейн-ринг»Конспект аттестационного занятия «Математический Брейн-ринг» Цель игры: Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Программные задачи: Создать атмосферу праздника,.

Математический брейн-ринг в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе «Математический «Брейн -ринг» Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Отчёт о работе кружка «Юный эколог» Отчёт о работе кружка «Юный эколог» Воспитатель :Турумбетова Ю. Г. 2017-2018 учебный год. Экологическое состояние нашей планеты и.

План работы кружка «Юный эколог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад №15 «Северные звёздочки» Городского.

Проект «Юный эколог» "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ" Актуальность проекта Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация.

Введение в образовательную программу «Юный эколог» Интегрированное занятие «Введение в образовательную программу «Юный эколог» Цель: Создать условия для формирования ответственного отношения.

Сценарий развлечения «Экологический брейн ринг» Цель: Воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о животных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Брейн-ринг «Юный эколог»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 20:07
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Брейн-ринг «Юный эколог»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Антропова (УИ 549699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД