Лучший педагог года

Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольников

Лариса Евгеньевна Тимонина
Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольников

На современном этапе развития нашей страны становится всё более очевидным, что обществу нужна социально-зрелая личность, обладающая правовыми знаниями. В свете этого определяется важнейшая педагогическая задача: формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Правовое воспитание дошкольников представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагога и родителей по формированию правового мышления. Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно и служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Публикация «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольников» размещена в разделах

Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений; нравственно-правовых суждений и ценностных ориентиров личности; адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых.

Под нравственно-правовыми представлениями мы понимаем формирование знаний детей о личных, гражданских социальных и культурных правах человека (право на имя, семью, жилище, владение личным имуществом, право на личную жизнь и др.). Нравственно-правовые суждения дошкольников мы рассматриваем как высказываемое ребенком отношение к событиям окружающей действительности (справедливо – несправедливо, добро - зло, единство слова и дела, права и обязанности и т. д). Ценностные ориентации личности – это способность к самостоятельному выбору нравственных ценностей, осознанием ребенком нравственных критериев. Адекватные модели правового поведения в обществе включают проявления дошкольниками навыков и умений конструктивного взаимодействия, толерантности, ответственности, следование установленными правилами жизни и деятельности в группе детского сада, семье, общественных местах.

Задачи правового воспитания могут быть решены посредством построения воспитательно-образовательного процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Правового воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности: дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми; изобразительную деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение; игры- драматизации; конкретные поступки и ситуации, будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, формирования правового сознания.

Очень важно, чтобы процесс ознакомления дошкольников с правами не был назидательным, поэтому необходимо, чтобы в процессе изучения прав к детям применялся подход, основанный на идеях миролюбия, толерантности.

Игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят. Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации

Мы решили глубже рассмотреть и изучить эффективность использования игр-драматизаций в формировании правовых знаний старших дошкольников. Ведь игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения- познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и эффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования- как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Всё это будет способствовать формированию базиса правовой культуры дошкольников.

Всю работу по правовому воспитанию мы проводили как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативы детей. Всю свою работу старались построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия.

Обучение основам правового сознания мы планировали через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру. В процессе организованной образовательной деятельности, при организации которой мы стараемся сочетать разнообразные методы- беседы, игры, чтение, рассказывание, театрализацию, дети получают первые представления о своих правах, а их углубление, уточнение происходит через другие виды детской деятельности. Основной принцип в работе дать детям возможность познать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.

Для ознакомления дошкольников с правами, изложенными в Конвенции, мы подобрали художественные произведения. Ведь произведения художественной литературы значительно облегчает обсуждение нравственно-правовых понятий. Забавные сюжеты, иллюстрации, традиционные характеристики героев произведений помогают в постановке проблем добра и зла, поведения человека, его прав и обязанностей. После чтения беседовали с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений, о правомочности их поступков. Дети сами находят в таких литературных текстах примеры нарушений каких то прав. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок, рассказов, помнят о них, стремятся сами быть лучше. Наибольшим потенциалом для изучения прав человека и прав ребенка обладают сказки, так как увлекательность, образность, динамизм близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающим мир. Это народные сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка «, «Кот, петух и лиса», авторские сказки : «Под грибком» В. Сутеева, «Муха -Цокотуха» К. Чуковского, «Золушка» Ш. Перро и другие.

При ознакомлении с каким-либо правом после его детального обсуждения мы переходили к организации игры-драматизации. Ведь детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. В игре дети более эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Игра-драматизация сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Выбор произведений был обусловлен задачами гражданско-правового воспитания и осуществлялся нами по следующим принципам:

-сюжет произведения должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

-эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия

Работа над каждым спектаклем была растянута во времени до одного месяца и проходила последовательно и постепенно. Предварительная работа по организации игр-драматизаций всегда начинается с ознакомления с художественным произведением. Затем проводили беседы по содержанию с целью формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей произведения, подводили детей к оценке их поступков. Такие беседы помогают лучше понять содержание и правильно оценить эпизоды сказочной истории. После проведения такой беседы с детьми мы продолжали работу, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами.

Мы заранее, еще до ознакомления с произведением, готовили персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Такие персонажи могут быть самыми различными : от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, вырезанных из картона, бумаги. Обычно мы выбирали и готовили персонажи, противоположные по своим нравственным качествам, например, лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка», Буратино и Карабас-Барабас из сказки А. Толстого «Приключения Буратино» и другие.

Постепенно куклы-персонажи затрагивают проблемы, являющиеся актуальными для всей группы. Куклы «высказывают» свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонажей при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный- добрые, справедливые дела и взаимоотношения.

Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, гадкий утенок) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, гуси-лебеди) будет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнюю красивость: внутренняя и внешняя красота будет в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых можно при помощи кукол-персонажей и участия других детей воздействовать на бесчувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считаться собственным, самостоятельным, а не навязанным извне.

Игры-беседы позволяют уже на основе такого действенного сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступкам отрицательных. Мы же, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, стараемся незаметно переключить внимание всех детей на аналогичные ситуации, которые имели место в группе (давно или в настоящее время- это не имеет значение). Главная цель здесь - формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умение не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.

Также детям было предложено придумать новое название к сказкам из подходящих по содержанию пословиц и поговорок и объяснить свой выбор. Дети рассуждали логически и в результате получились интересные названия: «Кот, петух и лиса»- «Друг познается в беде», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»- «Мир не без добрых людей», «Под грибком»- «В тесноте, да не в обиде» и т. д.

Следующий этап формирования игры-драматизации мы посвящали поискам средств выразительности : интонации, мимики, жестам. Для этого использовались разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи движений, сплоченности детей.

И только после этого мы переходили непосредственно к игре-драматизации и развитию общения и взаимодействия по поводу игры. При распределении ролей мы учитывали желания и интересы детей, а также использовали выбор с помощью «волшебной палочки», считалок.

Такая последовательность в работе обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые мы используем для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.

Вот наша деятельность по ознакомлению с правами заканчивается интересным зрелищем: «Играем в сказку. Герои сказки не просто расхаживают, а начинают жить. Вместе с персонажами, ими созданными, дети негодуют и радуются, борются со злом, утверждают добро. Неподдельная искренность переживаний, выдумка украшают игру детей, вселяют в них уверенность, желание фантазировать.

Введение в образовательный процесс игр-драматизаций обеспечивает не только формирование нравственно-правовых представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения, помогает детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка

Таким образом, игра-драматизация – это одно из средств, правового воспитания дошкольников, имеющее свою специфику. В игре-драматизации дети познают мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне веря в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистичного исполнения, осознают нравственно-правовые нормы, приобретают определенные знания, умении и навыки.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 19:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД