Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Надежда Кокина
Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Работая в детском саду с детьми с речевыми проблемами (диагноз общее недоразвитие речи III уровня) и сохранным интеллектом, можно смело сказать, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей и проходит «красной нитью» через всю образовательную деятельность воспитанников. «Игра в дошкольном возрасте определяет всестороннее развитие личности ребёнка и создаёт зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому ФГОС закрепляет обучение ребёнка через «ворота детской игры».

Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое, речевое и коммуникативное развитие ребёнка.

1 линия – развитие мотивационно - потребностной сферы.

Социальные мотивы делаются более значимыми для ребёнка с ОВЗ, нежели личностные (происходит соподчинение мотивов).

2 линия – проявление познавательного и эмоционального эгоцентризма.

Играя в игры с другими детьми, ребёнку приходится согласовывать свои действия с действиями других детей. Уметь договариваться, правильно формулировать свою мысль.

3 линия – развитие произвольности поведения.

Дошкольник подстраивает свои собственные желания, импульсы и действия в соответствии с социальными образцами. Развивается произвольная регуляция поведения, что особенно трудно детям с ОВЗ.

4 линия – развитие умственных действий.

Формируется план представлений. Развиваются умственные способности и творческие возможности.

Что же даёт ребёнку игра?

1- Стимул для самовыражения;

2- исследование собственных чувств и переживаний;

3- освобождение от эмоциональной напряжённости;

4- средство для решения развивающих и коррекционных задач;

5- общение и сотрудничество со сверстниками;

6- развитие коммуникативной функции речи;

7- возможность обучения в образовательной деятельности;

8- развитие реальных позиций в сфере сверстников и взрослых.

Речевое сопровождение ребёнком проходит через все виды игр:

- дидактические игры,

- результативные игры,

- игры-драматизации,

- сюжетно-ролевые игры,

- игры с правилами.

Чему учит игра детей с ОНР?

1 – Организовывать общение и прислушиваться друг к другу;

2 – контролировать своё поведение: уметь выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;

3 – решать, как поступить, предвосхищая последовательность собственных действий, как бы взвешивая все «за» и «против»;

4 – развивать навык сотрудничества и эффективного взаимодействия, уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.

В соответствии с ФГОС коррекционно-педагогической работа включает в себя основные принципы развития коммуникативной деятельности детей в игре:

1 – принцип свободного участия;

2 - принцип взаимного уважения;

3 – принцип осознанности;

4 – принцип рефлексии.

На развитие коммуникативных навыков детей направлены следующие игры: «Назови себя», «Снежный ком», «Ласковое имя», «Давайте поздороваемся», «Встаньте и скажите те, кто…», «Представься с помощи куклы», «Опиши друга», «Переходы», «Что изменилось?», «Моё настроение».

Широко используются игры на развитие грамматического строя речи, которые включают в себя работу над развитием словарного запаса, фонематического слуха и связной речи.

Игры и упражнения на словоизменение: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Ателье», «Кафетерий», «Кто что делает?», «Расскажи о предмете», «Отгадай, что это?», «Вы хотите, мы хотим».

Игры и упражнения на словообразование: «Назови детёнышей домашних животных», «Назови детёнышей диких животных», «Профессии людей», «Назови посуду», «Образуй родственные слова».

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…», «Закончи предложения», «Дополни предложения», «Размытое письмо», «Расскажи про детский сад».

Все игры были адаптированы к детям старшего дошкольного возраста. Рекомендованные игры размещаются в уголках для родителей, стендах, сайте детского сада. Планируется издать сборник игр и игровых упражнений.

В конце итогового периода была проведена диагностика развития коммуникативной функции речи детей с ОНР через игру. В представленной презентации был показан график постепенного и последовательного роста развития коммуникативной функции речи детей через игру. Результаты мониторинга оценивались 5-ти балльной шкалой по 3 основным параметрам:

1 – умение детей самовыражаться через игру;

2 – умение выстраивать общение и сотрудничество со сверстниками;

3 – умение обучаться через игру в образовательной деятельности.

И как результат проведённой работы был организован с воспитанниками «Праздник правильной и культурной речи».

Публикации по теме:

«Круг друзей» как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Хочу представить вам опыт своей работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, используя для.

Роль детской журналистики в развитии коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является владение устной речью для выражения своих.

Дидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелеграДидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелегра воспитателями подготовительной группы Коноваловой Натальей Александровной и Егоровой Татьяной Михайловной была разработана дидактическая.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы.

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Если справедлива пословица:.

Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время очень остро стоит проблема о возрастании.

Семинар «Подвижные игры со словесным сопровождением как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»Семинар «Подвижные игры со словесным сопровождением как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочется поделиться опытом работы с нетрадиционным оборудованием "Парашют". 1 слайд: «Подвижные игры со.

Речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Овощи
Автор публикации:
Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2016 в 18:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Фотоотчёт о деятельности, проведенной к международному Дню мира в средней группе
Каждый раз тушу я свет на кухне, И тотчас же зажигаю яркую свечу, Энергосберегающую лампу Я себе уже давно купить хочу. Чтобы больше не было проблем,...
Конспект занятия по коллективному рисованию в нетрадиционной технике «Осень — чудная...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ «ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА! » во второй младшей группе. Цель: расширять знания...
Фотоотчёт о подготовке к выставке «Осенние фантазии»
В нашем детском саду, как и во многих других, каждую осень, по традиции, проводится выставка – конкурс на тему «Осенние фантазии». На выставку –...