Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду

Марченко Тамара
Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду

Здуард Сетен (1812 - 1880, Декроли (1871 - 1932, Мария Монтессори (1870 - 1952, Блехер Ф. Н. (1945, Сорокина А. И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Они смотрели на игру не как на развлечение и забаву, а видели в ней большой труд детей, требующей напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.

Для гуманистически ориентированной концепции характерно следующее: ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным с помощью дидактических игр.

Организуя образовательный процесс с помощью дидактических игр, используя игровой замысел, дети усваивают новый материал быстрее, активизируется процесс мышления, дошкольники получают позитивный настрой, а это повышает интерес к познанию математики.

Разработаны дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве, времени.

Первоначально ребенок получает знания, на следующем этапе необходимо их закрепить, систематизировать, дидактические игры помогут успешно решить эту задачу.

В настоящее время разработана система обучающих игр. Они позволяют формировать у детей принципиально новые знания.

Особое место для самостоятельных игр занимают обучающие игры, разработанные А. А. Столяром. Развивающие игры, разработанные Б. П. Никитиным можно использовать в дошкольном учреждении и дома.Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи – шутки, стихи, считалочки, скороговорки с математическим содержанием поддерживают интерес к математике, развивают творческие способности, формируют познавательный интерес, увлекают и развивают детей дошкольного возраста.

При формировании элементарных математических представлений можно использовать отдельные элементы разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровые приемы (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.). Сочетание игрового и дидактического начала, руководящая, обучающая роль взрослого способствует развитию познавательной активности и самостоятельности ребенка.

Занятия в форме дидактических игр позволяют дошкольникам выражать яркие эмоции, приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми и активно двигаться (физкультурная минутка, которая органично вписывается в проведение занятия). Педагог обязан помнить, что игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, доминировать над ним. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

В группе должна быть игротека, чтобы повысить интерес детей к математике. В работе необходимо использовать дидактические игры: лото, парных картинок, мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая, пазл, наборы кубиков, развивающие игры (например «Сложи узор», «Сложи квадрат», «уголки») а так же игры с элементами моделирования и замещения, различные конструкторы на ковролиновой основе, чтобы можно было играть на полу, на стене, за столом.

В среднем дошкольном возрасте необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам – цвету, форме, размеру, материалу, функции; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей – «Танграм», пазл из 12-24 частей; сериацию по разным свойствам; игры на счет.

В этом возрасте можно предлагать детям игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино», группировку по заданным свойствам (игра с одним и двумя обручами, для освоения счета и измерения применяются палочки Кюизенера, устанавливается зависимость цвет-длина-число.

Для освоения счета и измерения использовать сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, ростомером.

В математической игротеке разместить развивающие игры из младшей группы, но с более сложными заданиями; различные рабочие тетради для рассматривания и выполнения заданий, лабиринты, простые планы кукольной комнаты, для игр на ориентирование в пространстве и многое другое.

В процессе дидактических игр: «Назови соседей», «Путаница», Число как тебя зовут» и т. д. дошкольники закрепляют, уточняют и систематизируют знания о натуральных числах. У детей развивается память, внимание, мышление.

Проводятся игры,закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей» («Назови соседей утра.» и т. п., «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. д.).

Далее знакомим детей с календарем.Закрепить и систематизировать эти знания можно использую игры: «Дни недели», «круглый год», «Двенадцать месяцев».

Существует множество дидактических игр и упражнений,которые развивают пространственное ориентирование у дошкольников: «Кто правильно покажет и скажет», «Путешествие по комнате», «Художник», «Найди похожую» и т. д.

Организация дидактических игр и игровых упражнений закрепляет умение детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).

Развивающие игры педагогов-практиков Бориса и Лены Никитиных. Это «Кубики», «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики».

Суть Развивающих игр Никитиных — формирование творческого склада ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не просто развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, терпение и аккуратность.

Игры-головоломки: построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем перекладывания указанного количества палочек.

Эти головоломки способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

«Логические блоки Дьенеша» используют для развития логического мышления у детей дошкольного возраста, решая задачи в процессе игры, дети учатся классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать.

Применение обучающих и дидактических игр позволяет достичь более высокий уровень мышление детей,развиваются личностные качества: сообразительность, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, самостоятельность.

Литература

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей

у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М.:

Просвещение, 1989г.

2. Выгодский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном

возрасте. // Избранные психологические исследования. - М., 1956г.

3. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Теоретические и методические

вопросы формирования математических представлений у детей

дошкольного возраста. – Л., 2000г.

4. Использование дидактических игр как средство развития основ

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор

опыта Бегоулова Светлана Викторовна. г. Белгород.

Публикации по теме:

Подвижная игра как основная форма реализации прогулки. Разнообразие приемов Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила.

Технология проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС до Добрый день, уважаемые коллеги! Скоро пройдет августовская педагогическая конференция. Возможно мой доклад кому-то поможет в работе над.

Лэпбук, как эффективная технология в условиях реализации ФГОС ДО Лэпбук, как эффективная технология в условиях реализации ФГОС ДО Консультация для воспитателей и родителей. В связи с внедрением ФГОС дошкольного.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Мастер-класс «Технология «сторисек» в детском саду» Комарова Лидия Антоновна, воспитатель, высшая квалификационная категория Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города.

Технология организации проектной деятельности в детском саду Технология организации проектной деятельности в детском саду. (из опыта работы). Доклад подготовила Уртаева И. Г..

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Технология подготовки и реализации проекта в детском саду Организация проектов сегодня – очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к.

Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.

Презентация «ТРИЗ — технология в детском саду» ТРИЗ-технология в детском садуТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Насекомые и пауки
  • Сад и огород
Автор публикации:
Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду
Опубликовано: 6 октября 2019 в 21:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки