МААМ-картинки

Игра как современная образовательная технология

Алла Абрамкина
Игра как современная образовательная технология

Цель: углубить знания педагогов об игре как образовательной технологии.

Задачи: 1. Познакомит педагогов с игрой как образовательной технологией.

2. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Введение ФГОС и предстоящие в связи с этим изменения в работе вызывают у педагогов много вопросов и трудностей, особенно в области применения современных игровых технологий.

Публикация «Игра как современная образовательная технология» размещена в разделах

Игра является ведущей, наиболее способствующей психическому развитию ребёнка, деятельностью. Игра необходима и для дошкольника, и для младшего школьника как деятельность, помогающая в успешной адаптации к школе и переходу к учебной деятельности. Но как мало сейчас играют дети! Об этом сейчас с тревогой говорят и педагоги, и психологи. А ведь именно от взрослых - педагогов и родителей - зависит организация развивающей среды и деятельности ребёнка, они играют важную роль в становлении его личности, помогая адаптироваться в сложном мире людей и предметов.

К сожалению, в последнее время игра - деятельность, присущая дошкольному возрасту, в процессе которой ребёнок может успешно развиваться, занимает всё меньше места в жизни детей в детском саду. Проблема игры во многом - проблема педагога. Основная причина того, что дети «не доигрывают», кроется в особенностях организации их жизни в образовательном учреждении. Хотя под подготовкой детей к школе и понимается полноценное психическое и физическое развитие детей, на деле она зачастую заключается в прямом натаскивании в условиях, подобных школьному обучению с раздачей оценок и домашних заданий, в увеличении учебными методами в детском саду и привычной декларации. Наблюдается разница между тем, что декларируют педагоги и тем что они делают: существует явное противоречие между пониманием значения, важности игры и практической деятельностью педагога, в которой не находиться места игре в воспитательном и образовательном процессе. Встречается и другой вариант, когда педагог считает, что он играет с детьми всё время, но, если глубже рассмотреть, что является игрой, то становиться ясно, что место, отведённое на занятии на игру, заполняется деятельностью, ничего общего с игрой не имеющей. Многие педагоги испытывают потребность в методической помощи по организации игровой деятельности детей. Возникла необходимость социально - психологического сопровождения педагогов в этом направлении. Игра - деятельность, требующая от педагога умения не столько методически грамотно её организовать, сколько встать на позицию равного партнёрства, сотворчества с ребёнком. Это очень трудно сделать. Не относясь к ребёнку как к личности, не учитывая его право на самоопределение и свободу выбора. Важно было раскрыть в себе возможность творчества и умение принимать творчество ребёнка, признавая в нём «соавтора» игры. При этом очень трудно было отойти от привычных установок и признать, что страшно дать ребёнку свободу, не путать это понятие с распушенностью и вседозволенностью. Один из способов решения проблемы, помочь педагогам в овладении игровыми технологиями. Наблюдения, обмен мнениями и практическим опытом позволяют педагогом проанализировать свою деятельность, является ли она игрой и как способствует развитию ребёнка, увидеть свои методические удачи и возможные ошибки, корректировать игровые программы, улучшать их. Таким образом, мы видим: есть возможность возвращения в жизнь ребёнка деятельности, характерной и полезной для этого периода, которая естественным образом приведёт его к переходу в следующий возрастной период и к следующей ведущей деятельности - учению.

Всё это доказывает актуальность работы по повышению профессиональной компетентности в области применения игровых развивающих технологий в условиях перехода к ФГОС.

Однако, признавая возможности применения игровых технологий, далеко не все педагоги готовы и подготовлены к грамотному использованию игры в образовательном процессе, особенно на занятиях. Причины кроются во многом, как в понимании термина «игра», так и в несовпадении условий соблюдения важнейших признаков игры и привычных педагогических установок наших педагогов.

И так, по каким же критериям можно сказать что это игра, а не «игроподобная деятельность»?

Остановимся на определении игры по Ёхану Хейзенку (1983 г.)

Игра - это деятельность, которая осознаётся как в «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие однако она может целиком овладеть играющим и не преследует при этом никакого материального интереса не ищет пользы, - свободной деятельностью, которая совершается внутри ограниченного пространства и времени протекает упорядоченно по определённым правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающей окружать себя тайной либо подчёркивающей своё отличие от окружающего мира всевозможной маскировкой.

Критерии для определения признаков игры (по Й. Хейзинге) :

1. Свобода:

а) свобода в смене сюжета, инициативные высказывания ребёнка;

б) свобода проявления эмоций, непринуждённость позы;

в) добровольное участие в игре;

г) отсутствие дисциплинарных воздействий со стороны педагога.

2. «Невзаправду» :

а) наличие условной ситуации;

б) принятие детьми на себя ролей в зависимости от сюжета игры;

в) использование предметов заместителей.

3. Правила:

а) принятие, обговаривание правил участниками игры;

б) самоконтроль детей за выполнением правил;

в) педагог регулирует ход игры и взаимодействия детей посредством правил.

4. Увлечё нность:

а) внешние эмоциональные реакции, взгляды, поза, мимика ориентированные на процесс игры;

б) большинство детей включены в процесс игры;

в) педагог проявляет те же эмоции, что и участники игры;

5. Пространство и время:

а) есть чёткие начало и конец игры, логические связанные между собой;

б) вход и выход из игровой ситуации;

в) оптимальное пространство, достаточное для протекания игрового действия и количества игроков.

6. Общность:

а) взаимная поддержка (реплики, жесты, общие эмоции, принятие всех членов команды в игру;

б) поддержка друг друга в соблюдении правил;

в) умение уступить в целях конечного результата, согласованность игровых действий;

г) включённость педагога в игру наравне с детьми, выполняет игровые действия вместе с детьми.

Присутствие большинства критериев свидетельствует о наличии наблюдаемого признака игры. Если же в деятельности присутствуют все признаки, то с уверенностью можно сделать вывод о том, что это действительно игра.

Игра как образовательная технология предполагает определё нные этапы реализации:

1) Этап планирования (анализ ситуации, постановка проблемы, выбор технологии для её решения, постановка цели и задач в контексте имеющихся условий и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников, составление игровой программы);

2) Этап реализации - подготовительный (выбор игры с учётом количества участников и площади помещения, определение места игры в структуре занятий, подбор игровых средств) и основной (непосредственная работа с детьми, построенная на следующих принципах: добровольность участия, позитивная атмосфера в коллективе, безоценочность, принятие и выполнение правил каждым участником, подведение итогов игры с участниками);

3) Этап рефлексивный (анализ результативности в соответствии с поставленными целью и задачами).

Игровая технология – особая. Овладение ею, предполагает, прежде всего, изменение своего взгляда на взаимодействие с детьми, на построение партнёрских отношений, поскольку сложно реализовать игровую технологию вне рамок личностно - ориентированного взаимодействия. Особенно сложным является, то, что игровая технология требует от педагога пересмотра своей педагогической позиции от отношения к ученику и как объекту своей деятельности к построению субъект - субъектных отношений (что предусмотрено и ФГОС). Именно такая позиция способствует свободе детей в игре - а это главный признак игровой деятельности. И так, поведём итоги. Игра не только возможна на занятиях в детском саду, но и необходима для полноценного развития и обучения ребёнка. Игра помогает детям не только развиваться, но и успешно адаптироваься в социуме.

Игровая технология, правильно реализуемая педагогом, является универсальным средством для более успешного формирования личностных новообразований, сохранения психологического здоровья и профилактики школьной дезадаптации выпускников детских садов и отвечает требованиям деятельного подхода, заложенного в основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Публикации по теме:

Игры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапияИгры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапия Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей Конспект мастер-класса «Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности.

Игра как детская деятельность, игра как образовательная форма — это одно и то же? Консультация для воспитателей 1. Игра как детская деятельность – игра как образовательная форма – это одно и то же? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных.

Конспект консультации для родителей «Современная семья — какая она?» Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер Семья – социальный.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Мастер-класс «Игровая образовательная технология» Добрый день, уважаемые коллеги, разрешите представить вам мастер класс по игровой образовательной технологии. Цель мастер класса: Познакомить.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок» Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными.

Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ В последние годы различные арт-терапевтические технологии: музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т. п. все больше.

Эссе «Современная семья и традиции» А какая она современная семья? Начнём с того, что семьи бывают разные. Я работаю в образовании более пятнадцати лет, и мне приходилось.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как современная образовательная технология
Опубликовано: 19 июня 2016 в 21:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД