Приложение МААМ

Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций

Светлана Долина
Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с нарушенным ходом речевого развития, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. А тем более для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменение слов по падежам является одним наиболее сложных разделов обучения. Лексико-грамматические ошибки, долго сохраняясь в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму; ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент среди всех ошибок и в общеобразовательной школе.

Публикация «Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций» размещена в разделах

Нарушение ППК проявляется в виде ошибок:

• Пропуск или замена;

• замена одной ППК другой;

• неправильное употребление падежных окончаний существительных;

• неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Несформированность грамматического строя речи часто проявляется в неправильном употреблении предложных конструкций :

родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле,из-за, из-под,

винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через,

дательного падежа для обозначения лица, к которому направленно движение, и места движения (предлоги к, по).

предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на).

Коррекционная работа по формированию ППК осуществляется в процессе:

• Развития понимания речи;

• расширения уточнения словарного запаса;

формирования грамматического строя речи;

• развития произношения;

• развития связной речи;

• обучения грамоте.

Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.

Факторы, затрудняющие усвоение ППК:

• Трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве;

несформированность пространственных понятий;

• трудности формирования навыков правильного употребления предлогов из-за непонимания их значения.

Воспитателям при работе с детьми, имеющими нарушенный ход речевого развития и учителям-логопедам в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста-игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игра- основное занятие детей, их работа.

Целью предлагаемых игр является научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространённые предложения с использованием предлогов, формировать ППК в речевой практике.

Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения.

В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится доступным.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарь, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. В логопедических играх часто встречаются незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т. п.)

Имея дело с детьми, страдающими ОНР главное-это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.

При проведении речевых игр мы в своей работе придерживаемся следующих правил:

Подготовка к игре.

Проведение игр в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10 минут.

Многократное предложение речевой игры (начинается с упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).

Обязательное предъявление речевого образца.

Постепенное введение в активную речь детей текста речевой игры (в некоторых случаях текст адаптируется к речевым возможностям детей).

При затруднении в ответах, дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после логопеда, хором и индивидуально.

Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.

Вовлечение в игру уже выбывших детей с помощью использования различных «выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений.

Развитие у детей навыка контроля свой и чужой речи.

Воспитание выдержки. (Ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).

Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого задания.

Поощрение инициативы.

Закреплению умения правильно употреблять ППК способствуют:

• Схемы предлогов.

Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети часто их опускают или воспринимают как часть слова. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны определенными отношениями и что их сочетание представляет собой единство, их смысловая связь не воспринимается детьми. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребёнка понять, что предлог - хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы в своей логопедической работе мы используем:

Предметные и сюжетные картинки.

• Игры и игровые упражнения.

Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с грубой речевой патологией часто встречаются аграмматичные высказывания типа «нет пальта», «приехал на метре», и т. п. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации целенаправленной коррекционной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и предъявлять детям предложения и тексты, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.

Планомерная и систематическая работа по формированию ППК помогает :

• Скорректировать грамматический строй речи.

• Развить монологическую речь.

Сформировать предпосылки успешного обучения детей в школе.

В развёрнутой форме игра-это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

В играх рано проявляются индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей. Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят разные ступени развития. Учитывать эти особенности онтогенеза позволяет игра.

Игра-это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития.

Предложенные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания – развитию речи детей, а именно: пополнению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предложно-падежных конструкций, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, умению логично выражать свои мысли.

Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.

Список литературы:

1. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. – М. Линка-пресс, 2008.

2. Карпова Е. В. дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития,1997.

3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. –СПб. : Союз, 2001.

4. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Словесные игры по формированию ППК

1. Игра «Весёлое путешествие»

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.

Мама садится (в) машину.

Коля бежит (по) дороге.

Автобус едет (по) улице.

Поезда едут… (по) рельсам.

Петя любит ездить (на) велосипеде.

2. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.

Детям предлагается разложить овощи и фрукты.

Овощи-в ящик.

Куда положим овощи?

Куда положим фрукты?

С чем корзинка?

3. Игра «Где что растёт?»

Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут.

4. Игра с мячом «Добавь слова»

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.

Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

5. Игра «Исправь ошибки»

Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи».

«На столе сапожки, под столом лепёшки».

«Овечки в речке, караси у печки».

«Под столом портрет, над столом табурет»

Исправьте его.

6. Игра «Дни недели»

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает встать детям друг за другом так, как идут дни недели, затем задаё т такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идёт за тобой? А кто перед тобой.

Аналогичным образом проводится игра в «Части суток», «Времена года», «Месяцы».

7. Игра «Расставь красиво мебель в нашей комнате».

Предлагается картинка, изображающая комнату. Задавать вопросы о расположении

различных предметов мебели и просить детей использовать слова справа, слева, спереди, позади. Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как на картинке, коментируя свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т. д.

8. Игра «Поезд»

На доске макет поезда.

Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде.

В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение с предлогом «В».

Во втором вагоне- с предлогом «НА».

В третьем- с предлогом «ПОД».

Дети составляют предложения.

Цветы стоят в вазе. Картинка ставится в первый вагон. И т. д.

9. Игра «Скажи наоборот»

Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик – Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин-

Мама положила яблоки на стол-

Машина подъехала к дому-

Дедушка подошёл к забору-

10. Игра «Солнечный зайчик»

Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте куда он спрятался».

Зайчик на скамейке.

Зайчик под скамейкой.

11. Игра «Закончи предложение»

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в винительном падеже.

Продавец встал (за прилавок).

Солнце спряталось (за тучи).

Мальчик входит (в автобус).

Девочка поставила книги (на полку).

Основные направления коррекционной работы

по формированию грамматического строя речи в группах с общим недоразвитием речи.

Игра,

как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,.

Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Основные.

Дидактические игры как средство формирования экологической культуры Дидактические игры как средство формирования экологической культуры. «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей Доклад Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей. (из опыта работы) Самоотчет по игровой.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

Игровые упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития Игровые упражнения по формированию предложно – падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития Громова Инна Петровна.

Игрушка, как средство формирования адекватного эмоционального состояния у детей План по самообразованию Тема: Игрушка, как средство формирования адекватного эмоционального состояния у детей Актуальность. Первые шесть-семь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций
Опубликовано: 6 июня 2016 в 23:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Долина (УИ 360825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД