Татьяна Ушакова
Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральных государственных требованиях игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, через которую решаются все образовательные задачи, в том числе и обучение. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам логического мышления.
Публикация «Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, и др.). Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа, педагогов, родителей, детей.
Развитие логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности. Поэтому определила основные этапы работы:
-организация предметно-развивающей среды;
-организация совместной и самостоятельной деятельности.
Создавая в группе развивающую среду, наполнила развивающие центры разнообразными дидактическими играми, наглядным дидактическим материалом (конструкторы, мелкие и крупные игрушки, сюжетные игрушки, природный материал). Чтобы игры-головоломки («Колумбово яйцо», «Танграм» и т. д.) привлекали внимание детей, сделала их в цветном виде.
Планирование своей педагогической деятельности на неделю, осуществляю согласно план – схемы по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
понедельник • Настольно/печатные дидактические игры;
• Загадки (на закрепление изученной ранее темы) Игры на развитие мелкой моторики :
• Мозаика;
• мелкий конструктор;
природный материал
• Игры с пересыпным материалом (мерки).
Вторник Развивающие игры :
Блоки ДЬЕНЕША Настольно/печатные
- дидактические игры
среда Развивающие игры :
Палочки Кюизенера - Блоки ДЬЕНЕША;
- Игры в экспериментальном уголке
четверг - работа со строительным материалом (по схеме и без);
- работа со счетными палочками. - палочки Кюизенера;
- кубики «Сложи узор», «Уникуб»…
пятница - игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
- внесение новой дидактической игры (развивающей) - работа со строительным материалом (со схемой и без);
- работа со счетными палочками.
Здесь я определила следующие пункты:
• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;
• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
• Учитывание временных рамок.
В течение недели использую многообразие игр с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Например:
Словесные - «Верю – не верю», «Небылицы», «Назови одним словом», «Лавина», «Снежный ком», «Чересчур», загадки…
Настольно-печатные - «Ассоциация», серия игр «Чудеса преображения», «Забавная мозаика», пазлы, кроссворды, ребусы, лабиринты, серия игр «Тематический словарь в картинках», «Найди отличия», «Дары природы», «Времена года», «Время», «Свойства», «Живая и неживая природа», «Играйка»
Строительные - мелкий и крупный строитель (со схемами и без).
Развивающие - Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, круги «Эйлера», кольца Луллия, ТРИЗ («Ассоциации», «Хорошо- плохо», «Догадайся», «Изобретатели», «Если бы.»), «Танграм», волшебный квадрат Воскобовича, «Гексамино», монгольская игра, Колумбово яйцо (с цветом, волшебный круг, вьетнамская игра, игры со счетными палочками.
Игры – экспериментирование с песком, водой, воздухом, магнитом, светом, различными предметами, звуком, коллекциями. пр. «Почему не тонут корабли?», «Какие предметы могут плавать, «Звенящая вода», «Водяная мельница», «Почему летит ракета», «Волшебные стеклышки», «Свет и тень», «Фокусы с магнитом» и др…
Неотъемлемым условием успешной работы по формированию логического мышления у старших дошкольников является взаимодействие с родителями осуществляемое в разных формах:
• Консультации о подборе развивающих игр для ребенка 6-7 лет;
• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
• Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
• Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал, как для детей, так и для взрослых);
• Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления и т. д.
Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.
Проанализировав результат своей работы, пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты. Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что: дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм, возросла степень их активности в самостоятельной деятельности, они делают умозаключения, доказательства, высказывают суждения.
Таким образом, использование разнообразия дидактических игр и материалов способствуют развитию логическое мышления и речи дошкольников.