МААМ-картинки

Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников

Татьяна Ушакова
Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральных государственных требованиях игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, через которую решаются все образовательные задачи, в том числе и обучение. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам логического мышления.

Публикация «Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников» размещена в разделах

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, и др.). Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа, педагогов, родителей, детей.

Развитие логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности. Поэтому определила основные этапы работы:

-организация предметно-развивающей среды;

-организация совместной и самостоятельной деятельности.

Создавая в группе развивающую среду, наполнила развивающие центры разнообразными дидактическими играми, наглядным дидактическим материалом (конструкторы, мелкие и крупные игрушки, сюжетные игрушки, природный материал). Чтобы игры-головоломки («Колумбово яйцо», «Танграм» и т. д.) привлекали внимание детей, сделала их в цветном виде.

Планирование своей педагогической деятельности на неделю, осуществляю согласно план – схемы по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года).

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

понедельник • Настольно/печатные дидактические игры;

• Загадки (на закрепление изученной ранее темы) Игры на развитие мелкой моторики :

• Мозаика;

• мелкий конструктор;

природный материал

• Игры с пересыпным материалом (мерки).

Вторник Развивающие игры :

Блоки ДЬЕНЕША Настольно/печатные

- дидактические игры

среда Развивающие игры :

Палочки Кюизенера - Блоки ДЬЕНЕША;

- Игры в экспериментальном уголке

четверг - работа со строительным материалом (по схеме и без);

- работа со счетными палочками. - палочки Кюизенера;

- кубики «Сложи узор», «Уникуб»

пятница - игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);

- внесение новой дидактической игры (развивающей) - работа со строительным материалом (со схемой и без);

- работа со счетными палочками.

Здесь я определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание временных рамок.

В течение недели использую многообразие игр с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Например:

Словесные - «Верю – не верю», «Небылицы», «Назови одним словом», «Лавина», «Снежный ком», «Чересчур», загадки…

Настольно-печатные - «Ассоциация», серия игр «Чудеса преображения», «Забавная мозаика», пазлы, кроссворды, ребусы, лабиринты, серия игр «Тематический словарь в картинках», «Найди отличия», «Дары природы», «Времена года», «Время», «Свойства», «Живая и неживая природа», «Играйка»

Строительные - мелкий и крупный строитель (со схемами и без).

Развивающие - Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, круги «Эйлера», кольца Луллия, ТРИЗ («Ассоциации», «Хорошо- плохо», «Догадайся», «Изобретатели», «Если бы.»), «Танграм», волшебный квадрат Воскобовича, «Гексамино», монгольская игра, Колумбово яйцо (с цветом, волшебный круг, вьетнамская игра, игры со счетными палочками.

Игры – экспериментирование с песком, водой, воздухом, магнитом, светом, различными предметами, звуком, коллекциями. пр. «Почему не тонут корабли?», «Какие предметы могут плавать, «Звенящая вода», «Водяная мельница», «Почему летит ракета», «Волшебные стеклышки», «Свет и тень», «Фокусы с магнитом» и др…

Неотъемлемым условием успешной работы по формированию логического мышления у старших дошкольников является взаимодействие с родителями осуществляемое в разных формах:

• Консультации о подборе развивающих игр для ребенка 6-7 лет;

• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

• Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

• Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал, как для детей, так и для взрослых);

• Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления и т. д.

Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.

Проанализировав результат своей работы, пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты. Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что: дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм, возросла степень их активности в самостоятельной деятельности, они делают умозаключения, доказательства, высказывают суждения.

Таким образом, использование разнообразия дидактических игр и материалов способствуют развитию логическое мышления и речи дошкольников.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе здоровьесбережения» Педагогический проект "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения".

Режим Дня для групп общеразвивающей направленности с 10,5 часовым рабочим днем Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
Опубликовано: 26 июля 2013 в 15:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития логического мышления старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ушакова (УИ 117701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД