Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Ольга Ивановна Хамутько
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41.

Хамутько Ольга Ивановна,

воспитатель второй младшей группы.

Игровая деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию ценности детства, как части человеческой жизни. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и умения правильного поведения, формируется характер. Ребенок обладает правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций, в числе жизненных и социальных прав имеет место быть и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждает основные принципы, одним из которых является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [9]. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

социально-коммуникативное развитие;

Формой социализации ребенка, в данном случае, может выступать игра [9].

Процесс социализации в младшем возрасте, в соответствии с ФГОС, должен выполнять следующие задачи:

1) научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2) приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3) адаптировать к социальной среде;

4) интегрировать в жизнь общества.

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [3].

Социализация по Л. С. Выготскому – это процесс, направленный на самого субъекта, а не на внешние правила и обстоятельства. Ребенок последовательно овладевает своими психическими функциями и процессами. При этом его социальность проявляется в средствах, при помощи которых он становится субъектом своей психики [2].

Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка. Когда ребенок идет в школу, вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая была ведущей деятельностью дошкольника, приходит учебная деятельность. Но игра, все же не исчезает совсем, а остается значимой для младшего школьника. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер [7].

Известнейший педагог А. С. Макаренко характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.» [п. 8, с. 12-14].

Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности [Там же].

Детство без игры и вне игры имеет отрицательные последствия. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Согласно Й. Хёйзинги, «игра в чистом виде – это своеобразная академия жизни дошкольника, где происходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.

В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой» [5], – с этим утверждением Хёйзинги нельзя не согласиться.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека — формирование собственного «Я». Игра — мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления, саморазвития [6].

Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны.

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры, как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, обучении.

7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса [11].

На протяжении детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и, наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры [1].

Педагогам необходимо убрать навязывание детям формальных приемов и навыков игры, диктовку ее темы и условий, распределение ролей. Необходимы понимание игры как исторически сложившейся стратегии развития сознания и личности ребенка и перестройка условий ее организации.

В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Соответственно, можно сделать вывод, что игра - наиболее эффективная форма социализации ребёнка.

Также приходя к выводу, о том, что социализация ребенка осуществляется через игру, следует акцентировать внимание на том моменте, что этот процесс начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Педагогическое руководство игрой является одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм воспитателя, но происходит развитие инициативы и творчества детей.

В своем исследовании я пришла к выводу, что игра является средством социализации детей. Не зря известный педагог С. Т. Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [10].

Список литературы:

1. Баринова, М. Е. Игра как средство социализации дошкольника [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2739.html

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

3. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/18/page94.html

4. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

5. Иконникова, С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. - СПб., 1996 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://monsalvatworld.narod.ru/frmanifest/dictionary/namee/heizinga.htm

6. Мелентьева, Н. В. Джордж Герберт Мид. – Современная американская социология. М., Изд-во МГУ, 1994г.

7. Непомнящая, М. Ш. Игра как средство социализации младших школьников [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4033-2012-10-05-14-57-33

8. Уронтаева, Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992г.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155

10. Шацкий, С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост.: В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1989.

11. Шмаков, С. А. Игры учащихся. М.: Издательство «Просвещение», 1994. — С. 96—113.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста Консультация Тема: «Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста». Пашкова Светлана Алексеевна, воспитатель.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста ТЕМА: Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста Задание: Создайте картотеку игр, которые направлены на преодоление.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А. С. Дошкольный возраст является активным периодом.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Овощи
Автор публикации:
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 19:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Сценарий физкультурного развлечения во второй младшей группе «Мой весёлый, звонкий мяч»
Цель: содействовать полноценному физическому развитию детей, поддерживать потребность в двигательной активности. Задачи: укреплять разные группы мышц при...
18 октября — Международный день конфет. Фотоотчёт о проведении сладкого праздника
Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...