МААМ-картинки

Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка

Ирина Мельникова
Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Дети раннего возраста получают первоначальные представления социального характера и включаются в систему социальных отношений через решения следующих задач: развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности

Публикация «Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка» размещена в разделах

Для обеспечения успешного индивидуального развития ребенка в группе создана благоприятная предметно-развивающая среда. В игровой комнате организованы зоны, специально предназначенные для этого. Для безопасности детей установлена мягкая модульная мебель. В игровом уголке на столике расставлена игрушечная посуда; имеются кухонные плиты с конфорками для приготовления еды, ванночки для купания и кроватки для укладывания спать игрушек, коляски, саночки, гладильная доска. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т. д. Игровое пространство удобное для детей, дает им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группой. Все игрушки доступные каждому ребенку и находятся на уровне детей. Для разыгрывания различных сюжетов имеются куклы в одежде и голыши, с разным выражением лица (озорники, плачущие, серьезные, смешливые, имеются предметы кукольной одежды и куски ткани для пеленания «дочки». Неподалеку от уголка с сюжетными игрушками в качестве предметов заместителей хранятся в коробках палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пробки от пластиковых бутылок. На полках расставлены игрушки животных, сделанные из разных материалов, имеющих разные размеры и яркую окраску.

Детям свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим появлениям по отношению к взрослым и сверстникам, поэтому необходимо закреплять нравственные формы поведения. Нравственные чувства ( н-р: уважение ко взрослым, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и др.) выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей.

Для создания предпосылок культурного поведения создаю полноценную среду развития малышей : устанавливаю положительно-эмоциональную и доброжелательную обстановку • организовываю их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментирую их действия;

• обсуждаю с детьми домашние дела взрослых;

привлекаю их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения, помогать взрослым и сверстникам;

обогащаю вне ситуативный опыт детей: читаю им книжки, рассматриваем вместе и обсуждаем картинки, рассказываю истории из жизни взрослых, других детей и пр.

.Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребенком и взрослым. Игровая среда создает обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. В работе с детьми использую игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации,строительные игры.

Игры-забавы уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Простота и мелодичность звучания помогают детям запомнить их. Мы играем с малышами в игры-потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем-едем», «Вот наш Вова идет»,»Заинька» и пр., хороводные («Каравай», «Пузырь» и др., подвижные игры (прятки, салочки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.).. В игре складываются коммуникативные умения и навыки: как принять решение, пойти на компромисс, согласовать свои действия, учесть желание другого. Активно использую имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и др. В игре формируются доброжелательные отношения к животному миру. Включаю игровые эпизоды и игры-потешки в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей, что делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Дети любят играть в дидактические игры, в них малыши приучаются действовать в соответствии с правилами. Сформированные положительные качества, как бережное отношение к игрушкам, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу причесанной, опрятной и др. дети постепенно переносят на взаимоотношения между собой. Дидактические игры формируют произвольность в поведении, адаптируют пассивных детей.

В игре со строительным материалом разыгрываем простые сюжеты, которые являются мотивом для создания несложных конструкций. Дети строят кроватку, укладывают куклу спать, строят дорожку, по которой едут машинки и т. д. Эти игры способствуют закреплению социального опыта, воспитывают чувство дружбы, развивают интерес к действиям других детей.

К концу года наши малыши, как правило, говорят, поэтому можно увидеть, как свои знания они переносят в игры с сюжетными игрушками. Дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт и впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. В процессуальных играх ребята воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В этих играх воспитываются коммуникативные качества и виды взаимоотношений : доброта, внимательность к людям, честность, вежливость, общительность, щедрость, готовность прийти на помощь, справедливость, жизнерадостность, ответственность.

Игры-драматизации одни из любимых детских игр, в них разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стихов. Участие в этих играх приносит детям радость, через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.. Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее.

Для обогащения игрового опыта ребенка использую различные приемы:

поощряю любое действие малыша: «Молодец, как хорошо ты качаешь дочку!», «Давай я налью сока, а ты ее попоишь», это способствует развитию игр. С помощью словесного обозначения фиксирую переходы от одной группы действий к другой («давай сначала сварим кашку, а потом покормим лялю»). Такой способ помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учит развивать игровой сюжет.

Стимулирую игру ребенка с разными персонажами, с помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, на прогулках обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Обращаю внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомлю детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д. Помогаю малышу «строить» игру, создаю условия для принятия ролевого поведения.. Например: «Как ты, Машенька, хорошо причесываешь куклу, как мама. Ты – мама, а кукла – дочка». Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает в более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр. Использую в игре предметы-заместители, что делает игру интересной, содержательной и творческой. Ребенок легко меняет значение одного и того же предмета (например, использует шарик в качестве конфетки, яйца, яблока, картошки, сосиски; палочку — в качестве ложки, ножа, соски, дорожки, градусника; кубик — в качестве хлеба, печенья, плиты, раковины, меняет привычную функцию предмета (например, использует ложку как сковороду, тарелку — как одеяло для маленькой куклы, чашку — как шляпу) Побуждаю к подражанию детенышам животных, их движениям и звукам, а также изображать предметы живой природы (животных, птиц) и неживой природы (снежинки, цветочки, предметы рукотворного мира (самолет, пароход и т. д.).

Итог

Игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Литература

• Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»

• НюВ. Микляева, Ю. В. Ярова «Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ»

• Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности детей младшей группы»

• А. Н. Леонтьев «Психологические основы дошкольной игры»

• Д. Б. Эльконин «Психология игры»

• Л. С. Выготский»Раннее детство»

• К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»

• Р. С. Буре, Л. Ф. Островская «Воспитатель и дети»

Публикации по теме:

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка
Опубликовано: 8 мая 2024 в 10:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мельникова (УИ 2556249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД