Игра — ведущая деятельность дошкольника

Яна Соркина
Игра — ведущая деятельность дошкольника

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает ребенку, входящему в этот мир стать уверенным, умным, добрым и успешным. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).

Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Причина в том, что взрослые стремятся научить детей считать, читать, писать, забыв об игровой деятельности.

Сегодня слова психолога А. В. Запорожец о том, что «игра является не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей» являются своевременны и современны.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, четко обозначил изменения в отечественном образовании. Основой образования становятся приоритетный выбор, инициативы и интереса ребенка.

Дошкольный возраст самоценен тем, - отмечает В. В. Давыдов, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды деятельности – играть, рисовать, слушать сказки, рассказы, помогать взрослым. Все виды деятельности ребенок осуществляет сам, по собственному желанию, и итоги этого процесса радуют самих детей. Многообразие игровой деятельности дает детям много знаний и умений. Получение опыта игровой деятельности воспринимается как результат и способ познания мира. Подход к игре педагогами – воспитателями д\с № выражается в интеграции познавательной и художественно-творческой деятельности.

С другой стороны – современная социальная ситуация развития детства такова, что существует тенденция угасания детской игровой культуры. Задача воспитателя воссоздать игровую среду с разнообразными и богатыми игровыми моделями.

Организация детской игровой среды II часть включает в себя создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовно-нравственного развития дошкольников, и реализация их игровых потребностей.

Так в последнюю неделю зимы педагогами детсада была предпринята попытка организовать образовательную работу с игровыми моделями; объединенными праздником «Масленица».

На игровой детской площадке проводились всю неделю подвижные игры под общим названием «Зимние забавы».

Эти игры формировали способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать индивидуально и в коллективе; воспитывать умение договариваться, оказывать взаимопомощь; развивать быстроту, выносливость, уверенность в себе.

На занятиях в группе использовали игровой прием СИНКВЕЙН – нерифмованные стихотворения из 5 строк на тему «Масленица», которые развивали коммуникативные и речевые навыки; помогали детям понять и запомнить новое содержание, обогащать словарный запас, совершенствовали творческие и мыслительные способности дошкольников.

Создание игры зачастую определяет игрушка, которая приводит к определенным игровым моделям. Для ребенка игрушка источник радости, предмет для творчества, возможность познания свойств и закономерностей окружающего мира.

В подготовительной группе в масленичную неделю была создана творческая мастерская, представляющая широкие возможности декоративно-прикладной деятельности дошкольников и их родителей. Результатом этой работы стала выставка кукол-оберегов. Дети представили целую «коллекцию» совершенно не похожих друг на друга ярких, забавных кукол. Каждый дошкольник не только представлял свое изделия, но и смог опробовать разные позиции: автора, исполнителя, слушателя, критика. На ярмарке кукол дети представляли свои обереги рассказывая о том, как делали свои игрушки, тщательно подбирая слова, которые передавали их впечатления, стремясь сделать свой рассказ более ярким: ведь именно их игрушка получилась самая нарядная, необычная яркая.

Приобщаясь к традиционным народным ценностям, дошкольники овладевали навыками межкультурной коммуникации.

Участие в мастер-классе, который провели мамы воспитанников, рассказывая о создании куклы-оберега.

Завершением масленичной недели явилось театрализованное представление.

Дети колядовали, пели, водили хороводы…

Приведённый пример, на наш взгляд, показывает возможности, которые могут быть использованны педагогами при внесении изменений в организацию образовательного процесса в частности в игровую деятельность, с дошкольниками в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и особенности его постоения как совокупность познавательной активности ребенка и творчества, приобщение дошкольников к традиционным ценностям русского народа.

Несколько слов о позиции воспитателя в игровой деятельности дошкольника. Если игровая позиция воспитателя будет сформирована как позиция «портнера», «со-игрока»; то это позволит взрослому включиться в детскую игру, оказывая позитивное влияние на развитие игры.

Игра – это разнообразные способы самоопределения и самореализации дошкольника, основанные на обычных привычных и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности.

Период дошкольного детства, в котором происходит активное становление инициативности, наиболее ответственен. В игровой деятельности создаются возможности вариативности поведения: от индивидуального к коллективному и наоборот, что позволяет освоить разные модели поведения и обрести самостоятельный опыт в различных игровых ситуациях. В игре происходит овладение способами поведения, речи и мышления, познания, общения, творческой деятельности. Сочетание равноправия и соподчинения развивает в детях чувство уважения к общему мнению, самостоятельности, осмысленности своих действий.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника»Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника» Игра – Основной вид деятельности дошкольника Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра — ведущая деятельность дошкольника
Опубликовано: 21 января 2020 в 18:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Фотоотчет «Стенгазета для мужчин на 23 февраля»
Оформление стенгазеты День Защитников Отечества Развивающие: - развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность; -обогащать словарный и...
Картотека игр к празднику 23 февраля
Игра « Пройди по трапу» На полу веревка, нужно пройти с завязанными глазами и не оступиться. «Кто быстрей оденется» На стульях висят пиджаки ( куртки,...
Фотоотчёт о создании поздравительных открыток для пап на 23 февраля во второй младшей...
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В преддверии грядущего праздника «Дня Защитников Отечества» мы с ребятами решили, что своим папам обязательно...