МААМ-картинки

Играем с блоками Дьенеша

Наталья Дьяченко
Играем с блоками Дьенеша

«Играем с блоками Дьенеша»

Игры для детей 3-5 лет.

Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то одному свойству (признаку).

• Найди такую же фигуру, как эта, по цвету.

• Найди такую же фигуру, как эта, по форме.

• Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).

«Угости собачек».

Публикация «Играем с блоками Дьенеша» размещена в разделах

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые». Подводить к пониманию отрицания свойств предмета.

Перед ребёнком разложено несколько картинок с изображением собачек и блоки Дьенеша. Взрослый предлагает угостить собачек галетами, которые они так любят: дать собачкам в левую и правую лапы (положить рядом с картинками) галеты, которые различаются только по форме. Объясняет: если в левой лапе собачки галета круглой формы, то в правой может быть галета или квадратной формы, или прямоугольной, или треугольной, то есть любой некруглой формы.

Затем предлагает дать собачкам в левую и правую лапы галеты, которые различаются только по цвету. Рассуждает вместе с ребёнком.

Аналогично проводится игра с галетами, которые различаются по размеру (величине, по толщине.

В дальнейшем условия игры усложняются: галеты различаются уже по двум свойствам, затем по трём и, наконец, по четырём.

«Где мышка?»

Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета и называть его цвет, форму, размер (величину, толщину.

Перед ребёнком разложено 8 блоков Дьенеша, различающихся по свойствам. Под одним из блоков спрятана картинка с изображением мышки. Взрослый спрашивает, называя свойство (свойства) блока : «Мышка под синим блоком («Мышка под синим большим треугольным толстым блоком) Ребёнок поочерёдно приподнимает все указанные блоки, называя их свойство (свойства). Если находит мышку, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

Игры для детей 5-7 лет

«Бусы для матрёшки».

Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета, читать схему. Закреплять навыки порядкового счёта.

Перед ребёнком разложены силуэтное изображение матрёшки, 15 карточек с символами свойств предметов, блоки Дьенеша.

Взрослый предлагает подарить матрёшке бусы. Объясняет: украшение составлено из трёх ниток с пятью бусинами на каждой. Место бусины на нитке обозначено крестиком. Цифра на каждой карточке указывает порядковый номер нитки бус (счёт надо начинать с верхней). Сначала ребёнок выкладывает карточки с цифрой 1 и соответствующие блоки Дьенеша – вывешивает первый ряд бус, называя порядковый номер бусины на нитке (слева направо) и свойства предмета: первая бусина – маленький жёлтый круг, вторая – большой жёлтый квадрат, третья – маленький жёлтый треугольник, четвёртая – большой жёлтый прямоугольник, пятая – маленький жёлтый квадрат.

Аналогично ребёнок развешивает бусины на стальных нитках.

«Художники».

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по свойствам. Вызывать интерес к изобразительной деятельности и конструированию.

Перед ребёнком разложены картинки с изображениями предметов или

Пейзажами – эскизы, большие листы цветного картона, детали из цветного картона для составления композиции, блоки Дьенеша.

Взрослый предлагает «написать картину» по эскизу. Ребёнок выбирает эскиз

Бумагу для фона, необходимые для будущей картины детали и блоки.

Если на эскизе даётся только контур детали, выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.

В конце работы маленький художник придумывает название своей картины.

Комплект «Логические фигуры»

Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.

В каждом комплекте 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов, различающиеся по цвету (красный, синий, жёлтый) и размеру (большой, маленький).

Логические фигуры могут быть использованы при ознакомлении детей эталонами форм и при обучении действиям с ними. Основная цель игр (упражнений) с этими пособием – развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.

«Бабочки и цветы».

Цель. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предмета. Совершенствовать навыки фразовой речи (рассуждение, аргументация своего выбора).

Перед ребёнком разложены карточки с изображением бабочек.

Взрослый даёт ему три логические фигуры – «цветы». К одному цветку можно подобрать только одну бабочку – такую, в которой есть хотя бы одно свойство, схожее со свойством логической фигуры.

Правило можно усложнить: бабочка выбирается по двум свойствам (например, большой синий квадрат).

В игре могут участвовать несколько детей.

Комплект карточек с символами свойств

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство с такими символами – важная ступень в освоении грамоты математических символов, знаковой культуры, основ программирования и т. д.

На 11 карточках условно обозначены свойства блоков (цвет обозначен пятном, форма – контурным изображением геометрической фигуры, размер (величина) – силуэтом маленького или большого домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры). На других 11 карточках свойства блоков перечёркнуты, что обозначает отрицание свойств, например не красный.

Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурам, но и как самостоятельный материал для игр.

«Муравьиная цепочка».

Цель. Развивать умения расшифровывать информацию, изображённую на карточке, видоизменять свойства предметов в соответствии с символами. Закреплять навыки работы по правилам.

Взрослый выкладывает в ряд силуэтные изображения пяти муравьёв (на каждом порядковый номер от 1 до 5)«муравьиная цепочка». Ребёнок выбирает карточки с символами свойств логических фигур (блоков Дьенеша0 и кладёт над каждым муравьём.

Взрослый объясняет, что муравьи - труженики передают по цепочке груз. Каждый раз, как груз попадает к очередному муравью, с ним происходит изменение в соответствии с символом, изображённым на лежащей над муравьём карточке.

Ребёнок рассуждает и выкладывает логические фигуры. Например, у первого муравья на спине большой синий треугольник. В соответствии с символом на карточке над вторым муравьём ребёнок изменит, и груз станет маленьким жёлтым треугольником, у четвёртого муравья изменится форма – груз станет маленьким жёлтым прямоугольником, а у последнего, пятого, муравья произойдёт ещё одно изменение цвета груза – он станет маленьким красным прямоугольником.

Усложнение задания: ребёнок мысленно производит изменения свойств фигур, затем кладёт груз, каким он был вначале, слева от цепочки муравьёв, - справа то цепочки. Таким образом, слева он положит большой синий треугольник, а справа- маленький красный прямоугольник.

В игре может участвовать несколько детей.

Комплект «Логические кубики».

Комплект состоит из шести кубиков. На гранях пяти кубиков изображены символы свойств блоков Дьенеша (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания этих свойств. На гранях цифрового кубика изображены цифры 3-8.

Логические кубики, как и карточки с символами свойств, помогут придумать вместе с детьми разнообразные игры на овладение действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.

Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков – возможность случайного выбора свойств, а это всегда нравится детям.

«Загадки без слов».

Цель. Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.

Взрослый поочерёдно кидает логические кубики. Ребёнок угадывает фигуру, перечисляя её свойства. Затем взрослый кидает цифровой кубик, а ребёнок выкладывает соответствующее количество угаданных блоков Дьенеша (логических фигур).

Обручи

В играх с блоками Дьенеша можно использовать обручи разных цветв для развития ориентировки в пространстве, формирования элементарного представления о множестве и пересечении множеств.

Игра с одним обручем.

Перед игрой ребёнку объясняют значение слов «внутри» и «вне».

Обруч кладут на пол. Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например: «Положи внутри обруча все сини блоки, а вне обруча – все остальные блоки». Затем ребё нок отвечает на вопросы: «Какие блоки лежат внутри обруча? Какие блоки оказались вне обруча?»

Верный ответ на последний вопрос: «Не сини», так как важно лишь то, что внутри обруча лежат все сини блоки и никаких других там нет.

При повторении игры ребёнок может самостоятельно выбрать, какие – вне его, а потом назвать общее свойств фигур вне обруча.

Игра с двумя обручами.

Когда ребёнок усвоит правила, можно усложнить игру, положив два обруча на пол так, чтобы получилось их пересечение.

Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например: «Положи все треугольные блоки внутри красного обруча, а все круглые блоки внутри желтого обруча». Затем отвечает на вопрос: «какие фигуры лежат внутри и красного, и жёлтого обруча?» И т. п.

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

«Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!» Консультация для родителей Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой.

Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?»Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста-одна из главных задач современного образования. Важным помощником педагога в развитии.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе с блоками Дьенеша Конспект занятия по математике во 2 младшей группе с блоками Дьенеша Цели: 1. Формировать представления детей о геометрических фигурах:.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природный мир» с блоками Дьенеша ранний возраст 2–3 годаКонспект НОД по экологическому воспитанию «Природный мир» с блоками Дьенеша ранний возраст 2–3 года НОД экологическое воспитание «Природный мир» с блоками Дьенеша ранний возраст 2-3 года. Тема: «Растения». П/с: Закрепить знания о елочке.

Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера Тема: «Развитие математических представлений и умений у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений с блоками.

Сценарий развивающей игры с блоками Дьенеша «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк» Сценарий развивающей игры «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк». Цель: развивать умения сравнивать предметы по признакам (цвету и форме,.

Смотр-конкурс дидактических игр для экологического развития «Игры делаем своими руками: играем вместе, играем сами»Смотр-конкурс дидактических игр для экологического развития «Игры делаем своими руками: играем вместе, играем сами» Вступительное слово : (слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приветствую вас на смотре-конкурсе дидактических игр для экологического.

Совместная деятельность с детьми. Занимательная математика с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Зайчик в гостях у ребят»Совместная деятельность с детьми. Занимательная математика с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Зайчик в гостях у ребят» ель: учить детей находить нужные фигуры и соотносить их со схемой по цвету и форме. Образовательные задачи: (математические) • Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Играем с блоками Дьенеша
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 07:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД