Игре — особое внимание! Важность игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Лариса Новикова
Игре — особое внимание! Важность игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

ИГРЕ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!

Давайте поговорим о таком «специфически детском» виде деятельности, как игра. Игра ведь не только интересное для ребенка занятие, любимое. Общепризнанна ее особо важная роль в развитии ребенка.

Значение игры признают и многие родители. Правда, сегодня здесь преобладает отношение к игре преимущественно пока лишь как к приятному времяпрепровождению. И ценностное отношение преимущественно пока лишь к обучающим играм. Родители рассматривают такие игры как удобное средство для подготовки ребенка к школе. Вряд ли такая позиция взрослых может способствовать полноценному проживанию детства, укреплению и сохранению психологического здоровья ребенка.

Возможности детской игры намного богаче, шире.

Игру считают «ведущей деятельностью дошкольника» (Л. С. Выготский) – то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят основные, главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход его к новой, более высокой ступени развития.

Давайте посмотрим повнимательнее на процесс детской игры. В ней ребенок реализует практически все свои возможности, многие значимые в этот период потребности, в том числе потребность в самоутверждении и признании.

В процессе игры происходит активное саморазвитие, подготовка растущего человека к будущему, «опробование» неведомого, того, что представляется ему сегодня опасным, вызывает боязнь, страх. Успешное «прохождение» в игре через тревожащее ребенка помогает представить ему ожидаемые события в более «светлых» тонах, сохранить доверие к миру, позитивное самоотношение, что так важно для психологического здоровья.

ПРИМЕР. Девочка (3г. 6м.) побаивается делать прививку и сдавать анализ крови. За несколько дней до посещения поликлиники она затеяла режиссерскую игру «В поликлинике». В процессе игры любимые игрушки и куклы девочки «приходят в поликлинику», где у них «берут анализ крови из пальца» и «делают прививки».

Предоставляя ребенку возможности для свободных игр дома (прежде всего сюжетно-ролевых, наблюдая за ним, участвуя в них, можно лучше понять своего малыша, его внутренний мир, узнать о его переживаниях, проблемах, помочь в их решении, а тем самым и содействовать его эмоциональному благополучию.

С помощью игры можно корректировать эмоциональную сферу ребенка. Игровая деятельность обладает особыми возможностями для перестройки эмоционального мира дошкольника с трудностями в развитии.Такими трудностями являются: бедность эмоционального ребенка, запаздывание развития высших чувств, его самооценка, неадекватное реагирование и т. д. Разные игры могут быть с успехом использованы при этом. Приведу пример одной из игр, которая может помочь, в частности, в снижении уровня детской агрессивности, нередко являющейся внутренним фактором риска психологического здоровья ребенка.

ПРИМЕР. «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства) (3-5 лет)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил,а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки»в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?». Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

(Данная игра рекомендуется только для психически здоровых детей).

Игра может служить не только средством коррекции отдельных негативных эмоциональных состояний, но и личности ребенка, его самооценки, взаимоотношений с окружающими, нарушений в психологическом здоровье в целом. Позитивный эффект при этом дает использование игр, направленных на повышение уровня позитивного принятия себя, уверенности в себе, эмпатии и др.

ПРИМЕР. «МОСТ ДРУЖБЫ» (4-7 ЛЕТ)

Взрослый показывает детям незаточенный карандаш или небольшую линейку, воздушный шарик и т. д.и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-то хорошее».

Взрослый и ребенок удерживают предмет лбами и говорят друг другу что-нибудь хорошее (начинает взрослый,например: «Мне очень нравится так стоять, я хотел бы держать с тобой шарик очень долго», «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо рисовать», «У тебя красивое платье» и т. д. Если ребенок не идет на контакт «лоб в лоб», то вначале можно удерживать шарик носами, ладонями, большими пальцами и т. д. Можно предложить удерживать предмет с закрытыми глазами.

Пары могут образовываться в таких вариантах, как папа-ребенок, мама-ребенок, ребенок-ребенок и т. д.

ИТОГ:

Что делают дошкольники большую часть своей жизни? Они играют. Причем играют во все. В игре ребенок непринужденно познает окружающий мир, приобретаете новые знания, умения, навыки, развивается.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Оформление уголкаОформление уголка Хочу показать вам обновление в нашей группе. Немного поразмыслив и решив,что просто необходимо в игровой уголок что -то яркое и красочное,что.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Найди отличия
  • Найди отличия
Автор публикации:
Игре — особое внимание! Важность игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2015 в 11:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...