Ольга Лисьева
Игротека «Кузовок» — вид двигательной деятельности, обеспечивающий здоровьесбережение детей-логопатов
▼ Скачать + Заказать документы
Лисьева О. В.
Игротека «Кузовок» - вид двигательной деятельности, обеспечивающий здоровьесбережение детей-логопатов
Приоритетным направлением современного дошкольного образования является здоровьесбережение, направленное на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ребенка в детском саду.
Перед физическим воспитанием детей с нарушением речи стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей [6, с. 10].
Публикация «Игротека „Кузовок“ — вид двигательной деятельности, обеспечивающий здоровьесбережение детей-логопатов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2017
Однако специфические особенности психомоторного развития детей-логопатов : замедленное физическое развитие, общая физическая ослабленность, отставание в психическом развитии, двигательная расторможенность, нарушения активного внимания, зрительного и слухового восприятия, плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения - требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию [2, с. 168].
В нашем детском саду в качестве комплексного средства здоровьесбережения детей-логопатов используется подвижная игра с речевым сопровождением, как сложная, включающая разные движения, эмоционально окрашенная деятельность, выполняемая в неожиданно меняющихся условиях и ситуациях, обусловленная установленными правилами и направленная на выполнение конечного результата [5, с. 8].
Игротека подвижных игр «Кузовок» один из видов двигательной деятельности в нашем детском саду. Рассматривая игротеку как вид двигательной деятельности, мы выдерживаем структуру, подбирая соответствующие игры для подготовительной, основной и заключительной части на разные виды движений. Разработано несколько вариантов проведения игротеки : семейная игротека; игротека русских народных игр; игротека игр народов Урала; игротека игр стран мира. Игротека носит название «Кузовок». Кузовок - это короб, из которого дети достают мнеморкарты игр (рис. 1).
Рис. 1. Кузовок
Е. М. Мастюкова в «Лечебной педагогике» (1997) указывает на необходимость работы с картинками для стимуляции речевого развития ребенка. Она отмечает, что взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи с опорой на картинки. [2, с. 65].
Мнемокарта игры (рис. 2,3) содержит с одной стороны зашифрованное или схематично изображенное название игры. Использование наглядности (мнемокарты, правила) обеспечивает детям с речевыми нарушениями условия для восприятия, внимания, запоминания инструкций, повышает их речевую активность [2, с. 170].
Рис. 2. Мнемокарта игры «Мяч в лунке»
Рис. 3. Мнемокарта игры «Кувшинчики»
Одна из важных задач по физической культуре – это развитие произвольности и саморегуляции. Работа над правилами в подвижных играх способствует решению этой задачи. Правила регулируют поведение играющих детей и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями [4, с. 13].
На второй стороне мнемокарты игры разработаны три правила: правила на движение, сигнал, внимание, которые дети озвучивают сами, тем самым педагог стимулирует дополнительную речевую активность. Оречевление правил помогает детям лучше их запомнить и не нарушать их, что способствует увеличению моторной плотности и времени на саму игру.
Например, в русской народной игре «Мяч в лунке» (рис. 4) :
Правило на движение: будем бегать и бросать мяч. Правило на сигнал: играющие вместе говорят слова, обращаясь к водящему: «Коля, не спи, мяч скорей бери!» После этих слов играющие разбегаются, а водящий бежит к мячу, берет его и говорит «Стой». Играющие дети замирают, а водящий бросает мяч в одного из игроков. Правило на внимание: мяч бросать в туловище.
Рис. 4. Правила игры «Мяч в лунке»
Второй столбик в правилах предназначен для нового варианта игры, который придумывают сами дети, меняя одно из правил. Дети изменили правило на движение: будем прыгать на двух ногах и бросать мяч.
Сопровождающая игры речь – это настоящая сокровищница для педагогов. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям детей-логопатов. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ребенок, произносящий считалку, ощущает себя волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих [3, с. 10].
Русские народные игры, игры народов Урала и мира позволяют нам донести до детей самобытность народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, и что самое важное сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.
Для решения этой задачи в этом учебном году создан Музей мяча (рис. 5). В нем собраны мячи разных народов, изготовленные педагогами нашего детского сада. Мяч из музея – это наиболее привлекательный для ребенка вид физкультурного оборудования, который дети используют в игротеке «Кузовок».
Рис. 5. «Музей мяча»
В содержание игротек включаем упражнения по развитию и коррекции психических процессов, по профилактике дисграфии и дислексии: ориентировка в пространстве и развитие слухо-моторных координаций, упражнения для развития мелкой моторики. Результатом работы педагогического коллектива является снижение на 45% количества школьных трудностей, обуславливающих дислексию и дисграфию. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Усвоение движений артикуляционных органов, речь ребенка совершенствуется через автоматизированное выполнение двигательных заданий, воспроизведение простых ритмов, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы.
Во время игры у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков [1, с. 131]. Результаты контрольных тестов по физическим качествам показывают, что на выходе из детского сада в среднем у 95% детей сформированы основные двигательные навыки в основных видах движения и спортивных упражнениях.
Игротека «Кузовок», как средство здоровьесбережения, со специально подобранными подвижными играми, оречевлением, использованием наглядности позволяет существенно влиять не только на двигательную сферу ребенка, но и способствует снижению заболеваемости и увеличению индекса здоровья.
Таблица 1
Анализ общей и простудной заболеваемости детей детского сада № 6
за два года с 2014 по 2016 год позволяет сделать вывод, что за три года простудная заболеваемость снизилась на 22,8 и общая на 44,0.
Рис. 6. Индекс здоровья детей детского сада № 6 за три года
Индекс здоровья увеличился за три года на 8,7.
Снижение заболеваемости, увеличение индекса здоровья (рис. 6) свидетельствует об эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду компенсирующего вида для детей с ТНР.
Литература:
1. Кенеман, А. В. Хухлаева, Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева// учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» - М. : Педагогика, 1972. – 271 с.
2. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика /Е. М. Мастюкова// Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии– М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
3. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры
/Е. А. Покровский// - СПб. : пособие для педагогов дошкольных учреждений– М. : Сфера, 2009. – 184 с.
4. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр /Э. Я. Степаненкова// пособие для педагогов дошкольных учреждений– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.
5. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1
года до 14 лет / В. Л. Страковская// – М. : Новая школа, 1994. – 288 с.
6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста /Т. Б. Филичева// : практ. пособие– М. : Айрис-пресс, 2007. – 224 с.