Ирина Теплякова
Игротека маленьких помощников
▼ Скачать + Заказать документы
Идея: объединить разные игры единым сюжетом для поддержания интереса детей к развивающим играм.
Цель. Выявить умения детей решать проблемные ситуации, вести диалог на уровне группы.
Закрепить умение считать, расставлять цифры по порядку. Упражнять детей в выполнении арифметических действий по алгоритму с ориентировкой на символ. Формировать умение классифицировать предметы по двум свойствам.
Развивать навыки рассуждения о предстоящем действии, умение доказывать необходимость его выполнения, учить решать проблему сообща, приходить к единственно правильному решению.
Публикация «Игротека маленьких помощников» размещена в разделах
Воспитывать желание слушать и понимать высказывания сверстников, доброжелательное отношение друг к другу.
Игровой материал : мольберты магнитные (2, кукла, цифры и буквы (магнитные, «книга» в подарок «Вкусные математические рецепты». 1-я игровая зона : плакаты со схематичным изображением предметов, цифра 3 (магнитная); 2-я игровая зона : «Вычислительная машина», цифры (карточки, цифра 5 (магнитная); 3-я игровая зона : 2 пересекающихся обруча с условными обозначениями, предметные картинки
Создаё тся проблемная ситуация: кукла плачет, около неё коробочка с предметами.
- Почему плачет кукла? (предположения детей)
- Как узнать причину? (нужно её спросить)
Кукла сообщает, что не может выложить числовой ряд, так как путает буквы и цифры.
Направить рассуждения детей о том, как вести себя в трудной ситуации, что можно предпринять, какой вариант действий наиболее благоприятен. Планируем собственную дальнейшую деятельность: предлагаем помощь кукле.
Дети отбирают среди букв цифры и выстраивают их по порядку, решая проблему: не хватает цифр: 3,5,7.
- Что делать? (помочь найти потерявшиеся цифры)
- А если будет трудно? (размышления детей)
Вместе решаем, к какой из трёх созданных игровых зон подойдём.
Выполнение игровых действий в произвольном порядке.
1 игровая зона «Цифровые картинки»
- О чём рассказывают картины? (высказывания детей)
Рассматривание схематичных изображений предметов на двух картинах, сравнение, анализ, нахождение общего и различного, существенного свойства, приводящего к разгадке и нахождению нужной цифры. Находим рядом с картинами цифру 3, один из детей помещает её в числовой ряд.
2 игровая зона «Вычислительная машина».
- Что за необычная машина перед вами?
- Какие действия она производит?
Обсудить вместе с детьми смысл условных обозначений (предметы для спорта - прибавляем 1, предметы для праздника - отнимаем 1, уточнить правила счета. Первое число - 6. Привлечь детей к совместным действиям, рассуждениям, проговариванию арифметических действий по условию. Результат – число 5. Находим цифру 5 и помещаем её в числовой ряд.
3 игровая зона «Обручи».
Детям предлагаются предметные и сюжетные картинки: цветик-семицветик, ноты, календарь, гитара, иллюстрации к сказкам "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Три медведя", сюжетная картина с изображением игры детей и др. На красном обруче условное обозначение "число и цифра 7", на синем обруче - "сказки".
- Чем отличаются данные обручи от гимнастических?
Вариант 1. Познакомить детей с правилами игры. Привлечь к коллективному обсуждению одной из карточек, рассмотреть, подходит ли она к одному из условий. Придти к общему мнению: в какую часть обручей её положить. Предложить рассказать о своих действиях ещё некоторым детям.
Вариант 2. Уточнить знания детей о правилах игры. Предложить догадаться какую задачу ставят условные обозначения. Дать возможность самостоятельно высказаться, сделать вывод. Привлечь детей к оценке, используя выражения «Я думаю.», «Я считаю, что…». Разложить все картинки по местам, проверить правильность выполнения задания.
В результате игры: в красном обруче лежат все картинки, где есть 7: календарь (7 дней в неделе, гитара(7 струн, но можно поспорить) и др. В синем - иллюстрация к сказке "Три медведя". В общей части - иллюстрации к сказкам "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик", "Белоснежка и семь гномов". За обручами: сюжетная картинка с изображением игры детей.
В результате – появляется цифра 7. Добавляем её в числовой ряд.
Вместе возвращаемся к числовому ряду, проверяем, радуемся своим успехам. Делаем выводы: поиграли, уточнили знания, поупражнялись в счёте, увеличении и уменьшении чисел на 1. Самое главное – помогли кукле справиться с трудностью, доставили радость ей и себе.
Кукла дарит детям книжку «Вкусные математические рецепты» для организации новых интересных логических игр в свободной деятельности.