Получи документы

Игротерапия как средство снижения агрессии детей дошкольного возраста

Людмила Яковлевна
Игротерапия как средство снижения агрессии детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы инвелирования агрессии детей дошкольного возраста не вызывает никаких сомнений, что связано с большой потребностью общества в снижении числа насильственных актов, которые часто выступают средством достижения агрессивного человека. За рубежом проблемой человеческой агрессии занимались К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг и др., у нас в стране – Е. Гаспарова, А. В. Захарова, Т. Г. Румянцева, А. С. Савина, А. М. Фонарева и др. Анализ источников, посвященных детской агрессии, свидетельствует о том, что виды и формы ее относительно изучены, а пути и средства коррекции агрессивного поведения освещены значительно слабее. В этой связи возникла необходимость выявить возможность применения игротерапии как средства снижения у детей агрессии.

Публикация «Игротерапия как средство снижения агрессии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В ходе проведенного нами исследования для диагностики агрессии дошкольников использовались методики «Дом. Дерево, Человек», «Несуществующее животное». Анализ полученных данных позволил выделить три уровня детской агрессии. Низкий уровень агрессии показали 30% испытуемых, средний уровень – 55%, высокий уровень агрессии – 15%.

На этапе формирующего эксперимента реализовывалась специально разработанная для этого программа коррекции агрессивного поведения детей средствами игротерапии, включающая 40 заданий, которых дети проигрывали альтернативные роли – изображали заботливых внуков, детей. проявляющих сочувствие к друзьям и животным и т. п. Предполагалось, что в данном случае испытуемые будут преодолевать отрицательные намерения через выражение сочувствия к другим людям и сопереживание. Второй блок заданий включал игры, входе которых использовалась техника парадоксальной интенции («Уходи, злость, уходи!» «Ругание овощами», «Брыкание»). Третий блок заданий объединил игры на релаксацию и игры, предполагающие проигрывание желаемых ролей; дети проигрывали ситуации встречи двух верных друзей, перевоплощались в злых и добрых персонажей и т. д. На этот раз в экспериментальной работе участвовало 20 испытуемых.

В ходе коррекционной работы была обнаружена неравнозначность воздействия на агрессивных испытуемых разных приемов игротерапии : после коррекционной работы, где применялась техника альтернативных ролей, испытуемые. Возвращаясь в свою группу, обижали сверстников, язвительно шутили, проявляли повышенную обидчивость в споре с ними. По всей вероятности, это происходило потому что те положительные чувства, которые дети были вынуждены выражать во время такого рода игр, они не испытывали, а скрыть свои негативные переживания им было трудно, и поэтому после игры дети не освобождались от отрицательных эмоций, а выплескивали их на своих сверстников.

Исследование доказало эффективность использования психо-терапевтических воздействий на агрессивных дошкольников : после коррекционной работы уменьшилось количество высокоагрессивных испытуемых в пять раз, и увеличился процент низкоагрессивных дошкольников в 1,5 раза.

Кроме этого были также обнаружены различия в поведении агрессивных детей разного пола. Выяснилось, что девочки сдержаннее мальчиков в проявлении агрессии по отношению к незнакомым людям. Склонны обижаться и капризничать; в отсутствие взрослых могут ударить и обозвать сверстника, сломать игрушку, когда взрослые делают им замечания, соглашаются с отрицательными оценками своего поведения. Мальчики превосходят девочек в проявлении упрямства и драчливости, не упускают момента доказать. Что они лучше, «сильнее» своих сверстников. Другим фактором, детерминирующим успешность коррекционного процесса, являются различные уровни детской агрессии. Мы убедились в том, что для детей со средним уровнем агрессии характерно неумение общаться со сверстниками, и это вынуждает их завоевывать авторитет силой и демонстрировать «смысловой барьер». Такие дети часто ведут себя со сверстниками агрессивно, в то время как взрослые являются для них референтной группой, и они подчиняются им беспрекословно. Дети с высоким уровнем агрессии часто бывают расторможены, неуправляемы, любое замечание в свой адрес воспринимают, как нападение, и отвечают агрессивными вспышками; конфликты в детской среде пытаются разрешить преимущественно с помощью физической силы и оскорблений.

Заканчивая исследовательскую работу, мы убедились в том, что: 1. Значительное число дошкольников обладают средним и высоким уровнями агрессии; 2. Эффективным средством инвелирования детской агрессии является игротерапия; из техник игротерапии наиболее эффективны «техника парадоксальной интенции» и релаксация, менее эффективна техника проигрывания альтернативных ролей.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия как средство снижения агрессии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 марта 2021 в 10:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД