Татьяна Тяпкина
Игротерапия в жизни детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия в жизни детей с ограниченными возможностями.
«Игра – это творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование их
и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский.
Публикация «Игротерапия в жизни детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Одним из направлений социокультурной реабилитации является игротерапия – это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. В нашем Центре наработан опыт по игротерапии с детьми среднего дошкольного возраста.
Нами выбраны следующие виды игротерапии :
1. Театрализация
театр обычных образных игрушек (настольный)
театр игрушек
теневой театр
пальчиковый театр
плоскостной театр
театр перчаток и гольфов
2. Игры-драматизации с элементами импровизации
Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития обусловлена тем, сто этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками. Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психического развития, аутизм, характерны: нежелание принимать участие в групповой деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и интегрироваться в общество. Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить положительные личностные качества. Дети с о. в. осень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.
Чтобы результаты детей были максимально положительными, игротерапия должна нести системный характер. Для этого мы разработали и реализуем перспективный план по данному направлению.
Этапы развития игры:
1. Вначале мы подбираем произведение для театрализации.
2. Далее читаем или рассказываем его, рассматриваем иллюстрации.
3. Проводим упражнения (этюды) в движениях, соответствующих взятой каждым ребенком роли.
4. Пробуем играть, ведущим на данном этапе является взрослый, направляем детей, следим за последовательностью событий, исправляем реплики, поощряем… Проигрываем это произведение несколько раз, чтобы поучаствовали все дети.
5. Итогом системной работы становятся ежегодные театрализованные представления для детей, родителей и сотрудников Центра.
Для этого в Центре проводится «Театральная неделя» и конкурс «Огород на окне», в рамках направления агротерапии, в котором дети каждой группы сначала самостоятельно выращивают растения, составляют из них сюжетную композицию, и презентуют конкурсной комиссии по своему усмотрению. Наша группа проводит презентации в виде театрализованных представлений.
Полученный опыт, социальные навыки и творческие способности детей могут по достоинству оценить и жители нашего города во время выступлений наших воспитанников на ежегодном городском фестивале творческих достижений детей с ограниченными возможностями.
Мы хотим и стараемся делать так, чтобы наши дети как можно меньше чувствовали себя ущемленными, были уверенными в себе, эмоционально раскрепостились и успешно адаптировались в социум.
Тяпкина Т. В.
воспитатель группы среднего возраста
ОГБУ «ЦСП г. Стрежевого»