Папки-передвижки

Игровая деятельность для детей с РАС

Нечаева Наталья Николаевна
Игровая деятельность для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая деятельность для детей с РАС

учитель-дефектолог Нечаева Н. Н.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- диагностическая;

- социализирующая;

- коррекционная;

- функция самореализации;

- творческая.

Цели: обозначить важность игры для ребенка дошкольного возраста;

выявить основные особенности развития игры у детей с аутизмом;

Публикация «Игровая деятельность для детей с РАС» размещена в разделах

научить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком.

Особенности игры аутичного ребё нка:

• застревание на стадии предметной игры;

• отказ от действия с предметами в соответствии их функциональным назначением;

• незаинтересованность игрушками и игровыми предметами;

• отсутствие сюжетно-ролевой игры;

• отсутствие интереса в игре к другим детям; затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр:

– Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на действия педагога либо выражает протест, не настаиваем, но обязательно попробуем в следующий раз. Если видим, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливаемся, продолжаем осуществлять игровые действия, комментируем их так, словно действуем вместе с ребенком, «вводим» в игру любимую игрушку.

– Помним, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые ему предлагаем, следует соблюдать осторожность – предлагаем новое постепенно и маленькими порциями, внимательно следим за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекращаем игру.

– Учитываем, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняем сюжет, сохраняем логическую структуру игры, чтобы завершить игровое действие и подвести итог.

– Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом педагогу в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбаемся в ответ и повторяем то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения – своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение того, что мы его понимаем и вызовет большее доверие.

– Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постараемся найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации, либо предлагаем заменитель желаемого. Например, ребенок захотел выбросить за дверь кабинета детали конструктора. Поскольку переключить ребенка на другую деятельность никак не удавалось, тогда педагог разрешает и даже принимает участие в выбрасывании конструктора. Однако после того, как конструктор оказался за дверью, ребенку необходимо настойчиво предложить выйти из кабинета, взять ведерко и вместе с педагогом отправиться собирать конструктор. Таким образом, ребенок смог достичь желаемого и получил от этого удовлетворение. Но вместе с тем его действия не остались «висеть» в пространстве и времени – ему было предложено самому устранить последствия этих действий, что, безусловно, дало возможность практическим путем осмыслить некоторые простые причинно-следственные связи.

– Развиваем сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагаем различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, фантазии педагога. Быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.

Упражнения и игры направлены на установление эмоционального контакта со взрослым, на улучшение социальной способности взаимодействия, на совершенствование способности зрительного контакта.

Задания, направленные на коррекцию поведенческих нарушений у аутичных детей

«Вскакивание из-за стола во время занятий»

Цель: ребенок должен научиться сидеть за столом во время занятия.

Обучение:

Важнейшим моментом при проведении данного упражнения является то, что поощряем примерное поведение ребенка вниманием и похвалой, а не примерное поведение не поощряем вниманием любого вида. Усаживаем ребенка за стол так, чтобы он со своего места мог дотянуться только до того пособия, с которым будет заниматься сейчас. Если он встает, то игнорируем это действие полностью. Не зовем и не смотрим ему вслед. Когда ребенок вернется, смотрим на него, улыбаемся и говорим: «Сидим и занимаемся». Если ребенок попытается взять что-нибудь из учебного материала, не в положении сидя, то не разговариваем с ребенком. А вместо этого убираем пособие в сторону подальше от ребенка. Пособие не дается пока ребенок не сядет на свой стул. Фиксируем для себя, как часто ребенок уходит из-за стола во время занятия.

Коммуникативная сфера (коммуникативная речь)

Восприятие «Строить по образцам из кубиков»

Цель: ребенок должен научиться сложить по образцу фигуру из пяти кубиков.

Материал: 10 кубиков.

Обучение:

Садимся с ребенком за стол. Даем ему 5 кубиков, а остальные оставляем у себя. Затем, говорим: «Посмотри!» - и складываем из кубиков простой образец (дорога, башня). Обращаем внимание на то, смотрит ли ребенок на него и разглядывает ли образец. Указываем на свои кубики и говорим: «Сделай так!» Потом берем руки ребенка и помогаем ему сложить кубики в правильную позицию и повторить это действие с тремя различными образцами, при этом ограничиваем свою помощь, когда ребенок начнет самостоятельно складывать по образцу. Ребенка необходимо хвалить за каждое правильное действие.

Познавательная деятельность

«Реагировать на свое собственное имя»

Цель: ребенок должен научиться смотреть на то лицо, которое зовет его по имени.

Обучение:

Несколько раз в течение занятия называем имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если ребенок посмотрит на педагога, то необходимо дать ему небольшое вознаграждение. Если ребенок не реагирует, то педагог должен переместиться в поле его зрения и снова повторить его имя. Начинаем с того, что сначала подходим близко к ребенку и пару минут повторяем его имя. Необходимо его хвалить, если он повернет голову в сторону педагога, хотя и не встретиться с взглядом. Если ребенок начинает реагировать, то постепенно увеличиваем расстояние между собой и ребенком, когда называется имя.

«Соотносит одинаковые предметы»

Цель: ребенок должен научиться находить среди 4 одинаковых предметов тот, который взрослый показывает ему.

Материал: 4 пары одинаковых предметов (кубики, карандаши, коробки, ложки).

Обучение:

Кладем на стол 4 различных предмета. Тот же состав предметов держим у себя на коленях, чтобы ребенок не мог видеть. Затем поднимаем вверх один из предметов и просим ребенка найти такой же предмет, просим со словами: «Никита, дай мне карандаш!» Показывая на его предметы, если ребенок поднимает предмет или покажет его, то хвалим ребенка и кладем оба предмета в коробку. Повторять этот процесс будем, пока все предметы не окажутся в коробке.

«Понимать указания, состоящие из нескольких слов»

Цель: ребенок должен научиться следовать указаниям, состоящим из нескольких слов (понимать сложные предложения).

Материал: 4 обычных предмета: чашка, ложка игрушечный автомобиль, мяч.

Обучение:

Педагог сажает ребенка на место, куда он должен будет возвращаться после выполнения каждого задания. Педагог держит наготове вознаграждения, которое получит ребенок, возвратившись на место. Сначала даем ребенку лишь одно указание, как, например, «Принеси мяч!» Когда ребенок его выполнит, педагог дает ему второе указание «Сядь сюда!». Если ребенок отвлекается, то подводим ребенка к стулу и повторяем просьбу. Два указания ребенок должен выполнить отдельно. Когда ребенок их поймет, то объединяем оба предложения и выполняем их вместе с ребенком. Если ребенок ошибается при выполнении первой части задания, то педагог спрашивает: «Что следующее?», - чтобы привлечь ребенка к заданию. В случае необходимости педагог дает ребенку акустический или визуальный сигнал для второй части задания. Если ребенок следует указанию, вторая часть которого звучит «Потом сядь!», можно усложнить просьбу: «Принеси чашку и поставь ее на стол!» Необходимо следить за тем, чтобы ребенок понимал наименования предметов.

«Соотносить кубики по цвету»

Цель: ребенок должен научиться по образцу, предложенному педагогом, построить из кубиков башню (обучение сочетанию, визуальному вниманию и деятельности взаимодействия).

Материал: разноцветные кубики.

Обучение:

Педагог дает ребенку и берет себе ряд одинаковых по форме и цвету кубиков. Говорит: «Построим башню!». Педагог кладет 1 кубик на середину стола и просит ребенка положить такой же. Педагог кладет, например, на стол красный кубик со словами: «Сделай как я! Поставь красный кубик!». Если ребенок кладет красный кубик другого цвета, то педагог мягко отводит его руку, показывая на нужный кубик, и говорит: «Поставь красный кубик!» Педагог подчеркивает при этом обозначение цвета. Повторяются действия с другими цветами.

«Реагировать на вопросы»

Цель: ребенок должен научиться показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто? Что? Где?»

Материал: картинки предметов (мяч, автомобиль, кровать, стул, животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мама, папа, ребенок).

Обучение:

Педагог выбирает из каждой группы картинок один объект и кладет его перед ребенком. Затем привлекаем его внимание к картинке и убедившись в том, что ребенок его слушает, спрашиваем его показывая картинку коровы: «Кто это?» Если ребенок на вопрос отвечает правильно, то взрослый переходит к следующему вопросу «Что?». Ребенок должен выбрать правильную картинку на этот вопрос. Если ребенок отвечает на все три вопроса, то можно перемешать картинки и спрашивать ребенка в любой последовательности. Помогаем лишь тогда, когда это необходимо ребенку.

Публикации по теме:

«Круг друзей». Игровая деятельность детей«Круг друзей». Игровая деятельность детей Перед педагогами всегда стояла важная задача формирования у детей положительного отношения к другим людям, воспитание гуманных и доброжелательных.

«Вместе весело играть!» Игровая деятельность детей«Вместе весело играть!» Игровая деятельность детей Хочу рассказать о новой, для наших детей, игре, которая им очень понравилась, и они с радостью теперь всегда в неё играют. Это напольная.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ» Самостоятельная игровая деятельность. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния,.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

НОД «Играем и учимся!». Игровая деятельность детейНОД «Играем и учимся!». Игровая деятельность детей Любимый вид деятельности наших детей - игровая деятельность с дидактическим материалом, дидактическими играми, в создании которых ребята.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей средней группыСамостоятельная игровая деятельность детей средней группы Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому в своей практике я использую различные виды игр. Дошкольное детство.

Совместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движенийСовместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движений Флавицкая Наталья МихайловнаСовместная игровая деятельность "Путешествие змейки" для детей группы раннего возраста для развития координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность для детей с РАС
Опубликовано: 1 марта 2023 в 01:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность для детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Нечаева Наталья Николаевна (УИ 3190525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД