ольга голикова
Игровая деятельность в развитии моторной координации детей второй младшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Мы работаем в саду общеразвивающего вида с детьми 4 лет, вторая младшая группа. И обратили внимание, что моторика некоторых детей сильно отличается от нормы. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией движения, неточностью, они не удерживают в памяти задание, отвлекаются и забывают, что нужно было сделать Дети совершают много лишних движений, быстро утомляются, плохо подражают при имитации движений, с трудом переключаются на другое движение. Их моторная несостоятельность особо заметна при выполнении упражнений утренней гимнастики, пальчиковых игр, на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, физкультурных и музыкальных занятиях. Дети не проявляют просто интереса к таким занятиям, у них низкая работоспособность.
Публикация «Игровая деятельность в развитии моторной координации детей второй младшей группы,» размещена в разделах
При чем характер нарушений имеет комбинированную форму: нарушение речи, развития высших психических процессов, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально – волевой сферы и низкая творческая активность.
Из медицинских карточек этих детей мы узнали, что все они получили при родах серьезные травмы и у них достаточно серьезные диагнозы.
Не смотря на то, что у нас обычная общеразвивающая группа и мы не владеем достаточными навыками, умениями и компетентностью в работе с такими детьми мы постарались создать необходимые условия для коррекционной работы с ними.
Такие дети отвлекаются, не удерживают в памяти задание, быстро утомляются, у них очень низкая работоспособность.
При организации коррекционной работы мы уделяем большое внимание развитию общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук посредством использования элементов из сказкотерапии.
Вы наверное заметили, что детям очень нравится выполнять задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь сказочным героям, если они чего то не знают или не умеют, поиграть в сказочных героев. Поэтому обучение проходит интересно, легко и без принуждения.
«Лечение сказками» является одним из самых эффективных методов в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Этот метод позволяет решить проблемы эмоционально – волевого контроля поведения, способствует устранению таких неблагоприятных качеств, как нерешительность, страхи, агрессию и пассивность.
Мы хотим представить вашему вниманию некоторые формы работы со сказкой.
Это «приветствие». Наше приветствие проходит в форме игрового упражнения «ладушки», оно способствует обьединению детей.
Есть у нас свой ритуал вхождения в сказку «Волшебный цветок». Цель этого упражнения составления психоэмоционального состояния ребенка.
Далее следует «сказочная задача», здесь ребенок учиться доходчиво и правильно формулировать свои мысли и обогащается опыт и его взаимодействие с окружающим миром.
Обязательно проводится пальчиковая игра по сюжету сказки, при этом развивается общая и мелкая моторика рук.
Мы проводим музыкальные разминки «Волшебные превращения», это упражнение способствует снятию напряжения, дети мимикой, жестами изображают эмоциональное состояние героев сказки (боль, хитрость, радость, жадность, улучшается поастика, речь и гармонически развивается личность ребенка.
После прочтения, обсуждения мы стараемся проиграть сказку в ролях, где ребенку предоставляется право выбора для себя исцеляющей роли, ребенок раскрепощается, становится более открытым, уходит нерешительность.
«Сундучок переживаний» - работа со страхами, снятие психологического напряжения. Учить формулировать свои проблемы и страхи.
Следующий этап это «рисование сказки». Здесь мы используем нетрадиционные методы рисования пальчиками, скомканной бумагой, ватными палочками, рисование вилкой и «рисование пластилином» - пластилинография. эти методы способствуют развитию мелкой моторики рук, вызывают больший интерес своей нетрадицинностью, что повышает творческую активность.
Для развития общей и мелкой моторики мы используем следующие игры:
1. «Волшебный клубочек» - дети наматывают нитки на клубок, проговаривая небольшую сказку, песенку или закличку сказочного героя, любое стихотворение, чистоговорку. Цель этой игры развитие мелкой моторике рук. А если сесть с детьми в круг и предложить детям передавать клубочек наматывая из рук в руки, поставив перед нами какую либу задачу, то можно улучшить социально – психологический климат в коллективе, наладить дружеские отношения.
2. Игровое упражнение «Где стереть?» . Цель: развитие воображения, координации, раскованности движения.
3. Самомассаж с помощью «колючего ежика» с проговариванием текста по сюжету сказки и карандаша, к которому крепится сказочный герой, например, мышата Круть и Верть из сказки «Колосок». Стимулирует биологически активные точки, тонизирует весь организм в целом.
4. Нами были изготовлены несколько видов игры «Лабиринт». Эта игра развивает зрительно – моторную координацию.
5. Также была изготовлена игра «Сказочные дорожки». Дети подбирают крышки определенного цвета и строят дорожки путем закручивания и раскручивания.
6. «Сказочный мешочек» - развитие тактильных ощущений и координации движения обеих рук.
7. Для развития мелкой моторики рук с помощью родителей была сшита «Волшебная подушка медведя» и сумочка «Заюшкина избушка». Дети учатся завязывать и развязывать узелки, застегивать пуговички, липучки, крючки, застегивать молнию, протягивать ленточки, заплетать косички и т. д, что в дальнейшем способствует овладеванию навыками самообслуживания.
8. По сказке «Крылатый, Мохнатый и Масленый» проводим игру «Котелок». Эта игра развивает координацию движений, сплочению коллектива, учит контролировать свое эмоциональное поведение. Описать ход игры.
9. «Украшение для своего любимого сказочного героя». Это игры с различными мелкими предметами (горох, фасоль, гречка, макароны, бусы, пуговички и т. д). перед детьми ставится сказочная задача, например, сделать бусы для Лисички и описать ход.
10. Работа с пластилином. Цель: развивается мелкая моторика рук, усидчивость, развитие творческих способностей.
Таким образом, сочетание традиционных форм работы с нетрадиционными повышают эффективность нашей коррекционно – педагогической деятельности