Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича

людмила дементьева
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.

Имя Вячеслава Воскобовича знакомо еще с 1994 года. Его развивающие игры этого использовались в детских садах, как правило, педагогов привлекали оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариантность игровых упражнений. Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" Педагоги используя игры отмечали то, что дети подолгу и с увлечением играют, одновременно совершенствуя интеллект и мелкую моторику рук. Всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе. Так появилась идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр Воскобовича, которая осуществилась в 1998 году. Технологию назвали «Сказочные лабиринты игры».

Концептуальные положения

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

Особенности развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей.

1. Возрастной диапазон

Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

2. Многофункциональность

Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: Во время игры ребёнок знакомится с цифрами и буквами, цветом и формой, тренирует мелкую моторику, совершенствует устную речь, а так же развивает память, мышление, внимание, воображение и фантазию.

3. Творческий потенциал

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.

4. Сказочная «огранка».

Так как данная технология рассчитана на детей дошкольников, то в ней автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же — это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно

Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Путешествуя дальше, ребенок встречает чудо - соты, чудо - крестики, в которых детали мозаики превращаются в предметы любого цвета, животных. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские. Каждая игра лежит в сказочном лесу в определенном месте и имеет своих персонажей. Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения.

5. Образность и универсальность

Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Все игры очень творческие, добрые и постепенно по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности. Интеллект будет развиваться слабо, если перед ребенком не будут ставиться какие-то препятствия, которые должны быть им преодолены.

6. Способы реализации технологии

Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. Тем не менее, автор рассчитывает на то, что ребёнок и взрослый будут партнёрами, взрослый не будет занимать главенствующую позицию. В таких условиях ребёнок чувствует себя более свободно, безопасно, он не боится быть раскритикованным за неправильные ответы и действия.

Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру, оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться, другой вариант: появляется новый персонаж и расказыаает сказку, или педагог берет игру, садиться за детский столик иначинает играть Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача взрослого, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого,

Задачи технологии

Технология решает следующие задачи:

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. _

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектульно-творческому развитию детей в игре.

Организация педагогического процесса

Сказочные лабиринты игры- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно- задача задача достаточно сложная.

В условиях учреждения все игры и пособия концентрируются в одном месте - «интеллектуально- игровом центре». Фиолетовый Лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича

Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими - то находками, открытиями, созданием чего-то нового, он мистичен и загадочен. Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать.

Развивающая среда - это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат.

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала, а также конструктивные особенности игр послужили основанием для объединения их в комплекты. Каждый комплект имеет двойное название. Одно отражает конструктивные особенности игр или повторяет название ведущей игры в этом комплекте. Второе является образным и связано с сюжетом сказок Фиолетового Леса

Например: Комплект Геоконт или Приключения малыша Гео и его друзей.

Игра Геоконт

Сказочная область Чудесная поляна золотых плодов. Персонажи Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Паучата Ромбик, Вопросик, Фонарик.

Игра Геовизор Сказочная бласть Школа волшебства Персонажи Околесик гномы Разделяй -Обеъдиняй, Увеличивай- уменьши Крути -врети, Появись- Исчезни

Мы обратились к данной технологии в октябре 2014 года. Разработали Проект «Умники и умницы» на основе «технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича

Цель проекта: развитие речевых и интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста с ТНР, используя технологию «Сказочные лабиринты игры»

Проект помогает решить следующие задачи

-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

-развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

-формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;

-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

Актуальность проекта

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение, центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. В стандарте отмечено, что обучение входит в жизнь ребнка через «ворота детской игры». Таким образом, использование игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям стандарта дошкольного образования. Данная технология способствует развитию ребенка в каждой из пяти представленных областей стандарта, задачи, поставленные по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича совпадают.

Основные этапы реализации проекта:

I этап - Организационный (2014-2015 уч. год):

разработка методического обеспечения реализации технологии «Сказочные лабиринты игры», комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности проекта, критериев оценивания

оснащение игровой среды группы методическими комплексами В. Воскобовича. Создание условий для коллективных и индивидуальных игр

составление плана работы с родителями, привлечение к участию в образовательном процессе, положительная установка взаимодействующих сторон (педагоги, родители) на совместную деятельность с осознанием ее целей и личностной заинтересованности.

разработка авторских игровых занятий на основе дидактического материала В. Воскобовича

II этап - Практический (2015-2017г.):

внедрение игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры;

обеспечение качества реализации задач познавательного и речевого развития детей;

обеспечение эффективности взаимодействия всех участников (педагогов ДОУ, родителей) педагогического процесса в развитии детей

III этап - заключительный.

мониторинг развития воспитанников, оценки эффективности реализации проекта;

анализ содержания образовательного процесса (анализ эффективности используемых форм, методов и приемов организованной деятельности);

представление материалов реализации проекта педагогам детского сада, город, диссеминация передового педагогического опыта в СМИ, конкурсах и печатных изданиях, Интернет - ресурсах.

Публикации по теме:

Развивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского садаРазвивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского сада Доклад на районный семинар «Развивающие игры Воскобовича в системе работы детского сада» «Увлекательные лабиринты игры». Развитие интеллектуальных.

Обзор технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича на примере игры «Чудо-крестики-1» Сухомлинский писал: Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра.

Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

Конспект ООД с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича «Морское путешествие» Конспект образовательной деятельности С использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича «Морское путешествие».

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича «Путешествие к.

Консультация для родителей «Технология «Развивающие игры В. В. Воскобовича» Консультация для родителей. Тема: «Технология: «Развивающие игры В. В. Воскобовича».1 слайд Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Времена года и погода
  • Домашние животные
Автор публикации:
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 12:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Как провести выходной с ребенком»
Как сделать так, чтобы выходные с ребенком прошли продуктивно и интересно? Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку,...
Рекомендации родителям по теме: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей 4–5 лет»
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ – это негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. ПРИЗНАКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО...
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности (обобщение опыта работы)...
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности( обобщение опыта работы) Татьяна Полякова 1 слайд. Речевое развитие дошкольников в разных видах...
Мастер-класс для воспитателей «Театр на прищепках».
Цель: Привлечение педагогов к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста....
«Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в...
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Ключевые слова:...