Папки-передвижки

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Ольга Сорокина
Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая технология

как средство развития познавательного

интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1)

Современные технологии

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. (слайд 2)

Публикация «Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. (5)

В работе использую технологии :

Название

технологии Результат использования технологии

Здоровьесбережение Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Развития физических качеств вырос на 4,5%, в двигательно-эмоциональной сфере высокий уровень вырос на 12% 9. Дети меньше болеют, закаляются

Педагогическая технология развивающих игр Ребенок ознакомился с различными способами получения и передачи информации. Развиваются творческие способности, воображения детей.

Использование ИКТ Позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизирует внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Игровая технология

Человеческая культура возникла и

развертывается в игре, как игра.

Й. Хейзинга

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. (4)

Игровые технологии решают ряд задач :

- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.) (слайд 3)

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведение. (3) (слайд 4)

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей моей является организация в группе специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности ребенка. (2)

Функции игры: (слайд 4)

- развлекательная - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- самореализация в игре;

- игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Детские игры – явление неоднородное. Игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Разделяют игры по виду деятельности: (слайд 5)

• на физические (двигательные)

интеллектуальные (умственные)

• трудовые

• социальные

• психологические.

Игры с правилами:

1. Подвижные игры:

- по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)

- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)

- по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры:

- по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)

- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: (слайд 6)

* обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

* познавательные, воспитательные, развивающие;

* репродуктивные, продуктивные, творческие;

* коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики :

• предметные

• сюжетные

• ролевые

• деловые развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.

• имитационные

• игры-драматизации

интеллектуальные игры (к ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки)

Специфику игровой технологии определяет игровая среда :

• различают игры с предметами и без предметов

• настольные

• комнатные

• уличные

• компьютерные и с ИКТ

• с различными средствами передвижения.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра мне позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Игровые технологии я широко применяю, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Для детей характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. (слайд 7)

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны: (слайд 8)

* Бытовые (игры в семью, детский сад)

* Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

* Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей). Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской. (слайд 9)

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнёры (игрушки заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Важнейшее условий для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Дома дети любят играть под столом, в спальне, поставить вокруг стулья, кресла.

Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. (У нас в группе собрана коллекция киндер - сюрпризов, дети любят играть с ними)

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. (слайд 10,11)

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью).

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности: (слайд 12)

* Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль.

* Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками.

* Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране)

* Теневой театр

* Театр – бибабо (на ширме)

* Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках)

* Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)

Основная цель моя – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Подвижные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики и пр. (слайд 13)

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. (слайд 14)

Виды настольно-печатных игр: (слайд 15)

- Лото

- Домино

- Лабиринт

- Разрезные картинки, пазлы

- Кубики

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются мной и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры я использую в группе как средство обучения и воспитания дошкольников. (слайд 16,17)

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала использую:

• игрушки,

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.)

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена)

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)

• Совершенствовать речь

Развивать все психические процессы

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т. д.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Дидактические игры использую я на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия. (1)

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.

У меня создана картотека по игровым технологиям : подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры. (слайд 18, 19, 20)

Литература:

1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

2. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с.

3. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67

4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии : учебное пособие. – М. 6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игровая мастерская» как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста Тема выступления: «Игровая мастерская», как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста». «Без работы.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет.

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2016 в 16:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сорокина (УИ 187119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД