ирина шабурова
Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple»
▼ Скачать + Заказать документы
Шабурова И. П.
Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple”
В методическом пособии рассказывается об одном из возможных путей развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Пособие содержит концептуальные положения технологии, описание условий для организации детской деятельности, картотеку игр с использованием Поп-Ит и Симпл-Димпл для образовательной работы с дошкольниками.
Публикация «Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста „Развивающие игры с Pop-It и Simple Dimple“» размещена в разделах
Технология предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций и начальных классов школы, родителей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки - антистрессы. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop-It («Поп -Ит») и Simple Dimple («Симпл Димпл»). Практически у каждого ребёнка уже есть эта игрушка. Суть у них одинаковая: это игровые коврики или пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. Так что же это за игрушка? Как ее можно использовать в работе воспитателя в детском саду?
Поп-Ит это сенсорная игрушка - антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые мы можем проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому Поп - Ит называют ещё «вечной пупыркой»
Симпл Димпл - это тот же Поп - Ит, только меньшего размера. У него обычно от 2 до 5 пузырьков. Пузырьки могут быть разного размера (часто продаются как брелки для ключей).
Эти игрушки просты в использовании, уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук.
Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны. Мы считаем, что нужно использовать интерес детей к данной игрушке и извлечь максимальную пользу для разностороннего развития дошколят.
Будем надеяться, что вас заинтересует идея развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование игрушек-антистресс (Поп-Ит и Симпл Димпл, и вы станете активным участником этого процесса. Творческих Вам успехов!
Формы организации детской деятельности:
Интегрированные игровые занятия
Совместная игровая познавательная деятельность:
• Совместная деятельность педагога и детей
• Совместная игровая деятельность детей со сверстниками
• Совместные игровые мероприятия детей и родителей
Самостоятельная игровая деятельность
Этапы освоения игр детьми
Первый этап. Эти игры являются яркими, красочными и состоят из достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей со стихами -потешками, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними.
Второй этап.
На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают новые игровые навыки, а затем выполняют задания, требующие волевых усилий и концентрации внимания.
Игровые умения детей совершенствуются как в самостоятельной, так и в совместной деятельности (детей со сверстниками, детей со взрослыми). Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, созданию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.
На этом этапе больше внимания уделяется развитию самостоятельности. Дети без помощи взрослых придумывают игровые задания и упражнения, предлагают новые игры. Взрослым поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.
Если игра нравится ребенку, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.
Методические советы по эффективному внедрению педагогической технологии развивающих игр в работу детского сада:
- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения и предоставляется максимальная степень свободы.
- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью стишка-потешки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
- Организуя предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».
- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. Если ребенок утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
КАРТОТЕКА ИГР
Игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
«Стихи – потешки»
Цель: развивать мелкую моторику (движения пальцев рук)
Инструкция: Выполнять движения пальцами рук на Поп-ит или Симпл Димпл в соответствии с текстом:
Мы сегодня поиграем,
Шарик пальчиком надавим.
Будем мы сейчас играть,
Шарик будем догонять.
Ну-ка шарик, не ленись, в ямку быстро превратись.
Раз - пупырик, два - пупырик
Раз - шажок, два - шажок.
Наши пальчики шагают
На пупырки наступают
Раз, два, три, четыре, пять
Пошли пальчики гулять.
По кочкам, по кочкам
По маленьким дорожкам
По ямкам пошагали
Начинай сначала…
Дождик, дождик, Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Всё равно пойдём гулять —
Наденем мы сапожки
Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке
«Найди домик»
Цель: закреплять представления об основных цветах, развивать мелкую моторику.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает цветные пуговицы среднего размера в красивый мешочек. Дети опускают руку в мешочек достают цветную пуговицу. Какого цвета пуговица такой цвет пупырки-пузырька игрушки дети нажимает пальчиком.
Можно использовать пинцет.
Выкладывать пуговицы (предметы) в ячейки по соответствующим цветам.
«Большие и маленькие»
Цель: продолжать различать цвет и величину (большой, маленький, развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова, развивать мелкую моторику.
Ход игры:
По образцу или по указанию воспитателя дети выкладывают шарики разного размера в пузырьки игрушки. Они могут располагаться по очереди:
-большой, маленький;
-могут через один: большой, большой, маленький; либо наоборот, по усмотрению воспитателя.
«Ищем клад»
Цель: формирование и развитие сенсорных способностей, развивать мелкую моторику.
Ход игры:
Игра парная.
Инструкция: первым найти клад и забрать себе.
Нужно подложить под Поп Ит маленький клад (шарик, ракушку, камешек). Нажимать на пупырышки. Кто первым наткнется на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает.
«Чередование предметов»
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы.
Ход игры:
Взрослый выкладывает начало ряда с чередованием предметов (ракушка, камушек) ребенок продолжает. Либо с чередованием цветов предметов.
«Кого (чего) не стало»
Цель: развивать зрительную память и внимание детей, воображение, развивать мелкую моторику, активизировать речь.
Ход игры:
Под Поп-Ит размещается несколько мелких предметов. Ребенок поднимает Поп-Ит и запоминает, что за предметы. Закрывает глаза. В это время ведущий прячет один из предметов. Необходимо отгадать, какой предмет убрали.
«Найди предметы такого же цвета»
Цель: развивать умение соотносить изображения по цветам
1-й вариант: педагог или родитель показывает ребенку картинку с превалирующим цветом, например зеленый горох. Ребенок смотрит на картинку и нажимает пальцем на нужный цвет поля.
2-й вариант: педагог или родитель сначала предлагает ребенку нажать на кружок какого-либо цвета, а затем подобрать картинки того же цвета – например, красный помидор, красная футболка, красный мяч.
«Раскрась пупырки»
Цель: развитие мелкой моторики, совершенствование координации руки и глаза
Ход игры:
Ребёнку предлагается продавить разноцветные ячейки и заполнить соответствующей по цвету мозаикой, тем самым «раскрашивая» Поп-Ит. Игра усложняется для детей старшего возраста путём добавления соревновательного эффекта, а также двух рук одновременно и попеременно.
«Гонки по вертикали»
Цель: развитие быстроты реакции, мелкой моторики рук.
Ход игры:
Ребенку предлагается продавить ячейки в заданном педагогом направлении. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно.
Игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Выложи узор»
Цель: развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве.
Ход игры:
Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор.
«Копирование узора по образцу»
«Заполни круглыми предметами»
Ход игры:
Маленькие шарики, помпоны, пуговицы идеально помещаются в Поп-Ит. Необходимо выкладывать узоры по образцу, заполнять по цветам, и тд.
«Мемори»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Ход игры:
Педагог прощелкивает любой узор на Поп-Ит. Ребенок смотрит и запоминает. Ведущий меняет узор. А ребенок должен по памяти его восстановить.
«Продолжи ряд»
Цель: развивать зрительную память и внимание детей, воображение, развивать мелкую моторику, активизировать речь.
Ход игры:
Один игрок выкладывает начало ряда, а второй продолжает в заданной последовательности.
«Две руки»
Цель: развитие мелкой моторики, межполушарных связей.
Ход игры:
Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
«Считалочка»
Ведущий называет число, ребенок «лопает» правильное количество пузырьков, считая вслух.
«Путь шарика»
Цель: развитие мелкой моторики, ловкости.
Ход игры:
Необходимо перебросить шарик на свободное соседнее пространство. Для этого надо нажать на «пузырик» под шариком. Можно превратить эту игру в соревнование: кто первым пересечет своим шариком все пространства игрушки.
«Нажимай по очереди»
Цель: развитие слухового восприятия, сенсорных способностей.
Ход игры:
Ребенок выполняет действия по инструкции ведущего.
-нажми одним, двумя, тремя пальцами;
-нажми большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и т. д.
«Продолжи ритм»
Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторки.
Ход игры:
Предложите ребенку продолжить предложенный ритмический рисунок.
«Бросай кубик»
Цель: Закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.
Ход игры:
1-й вариант: Бросаем игральный кубик, сколько точек выпало на грани кубика, столько пупырок нужно нажать. Проигрывает тот, у кого количество точек больше, чем ячеек.
2-й вариант: показываете ребенку числа (карточки, а он нажимает на такое же количество пупырок.
«Слушай и хлопай»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Ход игры:
Ведущий несколько раз хлопает в ладоши. Ребенок слушает и считает в голове и громко говорит, сколько раз вы хлопали в ладоши. Попросите ребенка нажать такое же количество пузырьков, считая вслух.
«Катапульта»
Цель: развитие ловкости
Ход игры:
Скатайте шарики из бумаги или фольги диаметром, подходящим для Поп-Ит. Поместите шарик в углубление. Лопните пузырь снизу, пусть шарик улетит.
Усложнение: измерить расстояние на которое улетел шарик, чей шарик улетел дальше. Можно выяснить какой шарик улетает дальше: из фольги, салфетки или пластилина? Победил красная или синяя, желтая или зелёная дорожка?
«Что изменилось»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Ход игры:
1-й вариант: это аналог классической развивающей игры. Педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Поп-Ит в зависимости от возраста и особенностей внимания ребенка. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, а затем просит его отвернуться. В это время взрослый убирает одну из бусин и предлагает ребенку догадаться, в какой ячейке произошли изменения.
2-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Поп-Ит. Затем просит так же расставить бусины на своей панели.
3-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в одну или несколько ячеек игрушки Поп-Ит. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, затем убирает свою игрушку и просит ребенка так же расставить бусины на своей панели.
«Эстафета»
Цель: привлечение интереса детей к подвижным играм с помощью современных атрибутов.
Ход игры:
Поп-Ит предназначен для движения пальцами. Но почему бы не использовать его, чтобы позволить детям немного побегать? Команды по очереди подбегают к игрушке и нажимают на Поп-Ит.
«Догадайся, что произошло?»
Цель: развитие мышления и активизация речи
Ход игры:
На столе перед ребёнком расположен ряд из игрушек Поп-Ит разной формы. Нужно запомнить последовательность расположения ряда, после чего педагог предлагает ребёнку отвернуться, закрыть газа, в это время изменяет последовательность ряда, убирает или добавляет игрушку.
Задача ребенка обнаружить изменение и восстановить изначальную последовательность ряда.
«Выбери контур»
Цель: развитие зрительного восприятия, формирование умения работать по образцу
Ход игры:
Перед ребенком находится с контурным изображением нескольких форм игрушек Поп-Ит, необходимо выбрать правильные и наложить их на контур, заполняя карточку.
Разновидность игры : ребенку предлагается карточка с контурным рядом, ребенок выкладывает игрушки Поп-Ит по образцу.
«Ковер фантазий»
Цель: развитие воображения, эстетического восприятия, умения выстраивать сюжетную линию, создавать художественные образы.
Ход игры:
Детям выдается большое количество игрушек Поп-Ит разной формы и цвета и предлагается придумать сюжет и выложить («нарисовать») свою картину на ковре.
Игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Сложение»
Цель: развитие навыка количественного счета.
Ход игры:
Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков. Аналогичную игру можно применить на выполнение операции вычитания.
«Бродилка»
Цель: развитие ориентирования в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх- низ»
Ход игры:
Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните Поп-Ит и положите в углубление на разных концах два небольших предмет. Взрослый объясняет как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя команды: «Вперед, вправо, назад, влево».
А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его. Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети.
«Нажимай по образцу»
Ход игры:
Ребенок берет образец и называет номер на нем. Необходимо лопнуть количество пузырей, указанное на карточке. Считайте вслух при нажатие: 1,2,3,4…
Например:
зеленый -3,
Желтый -2,
Красный -4,
синий-2,
Усложнение: переверните Поп-Ит и считая в обратном порядке, снова лопните пузыри : 5,4,3,2,1
«Логическое соревнование»
Цель: развитие логического мышления, умения просчитывать ходы
Ход игры:
Игрок 1 выбирает ряд и лопает столько пузырей, сколько хочет (только в этом ряду).
Поп Ит в идеале квадратный: нужно использовать вертикальные и горизонтальные ряды. Игрок 2 выбирает другой ряд, в котором все еще есть некоторые пузыри, и лопает в нем столько пузырей, сколько он хочет.
Это продолжается до тех пор, пока игрок не вынужден лопнуть самый последний пузырь. Этот игрок проигрывает в этом раунде. Переверните Поп-Ит и играйте снова.
«Морской бой»
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Ход игры:
Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.
«Состав числа 10»
Цель:
Закрепление состава числа 10
Ход игры:
Карточки с числами от 1 до 9.
Необходимо нажать количество пузырьков, чтобы получилось 10 вместе с числом, изображенным на карточке
«Изучаем звуки»
Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.
Ход игры:
Изучая звуки вместе с ребенком с помощью Поп-Ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок слышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если ребенок слышит согласный мягкий.
«Разбери слово»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Ход игры:
Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.
«Хлопочки»
Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове.
Ход игры:
Детям предлагают карточки с цифрами от 1 до 4. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.
«Разноцветные улицы»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества.
Ход игры:
Переверните Поп-Ит. Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.
«Нарисуй букву», «Нарисуй букву», «Нарисуй фигуру»
Цель: закреплять представления об основных цветах, фигурах. Давать первоначальные представления о графическом видении цифр и букв. Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание, усидчивость, активизировать речь.
Ход игры:
Ребенку нужно по образцу выложить на Поп-Ит цифру, букву, фигуру
«Слуховой диктант по сюжету»
Цель: развитие оптико-пространственной ориентировки, восприятия и мышления.
Ход игры:
Ребенку предлагается отобрать несколько предметов, которые подходят по тематике определенного сюжета, например: «Сегодня мы отправимся в лес и найдем там полянку….»
Педагог дает задание: «Найди на Поп-Ит третью ячейку в первом ряду, продави ее указательным пальцем правой руки, после размести там гриб. Далее по тому же принципу предлагает поместить елку и украсить поляну. В этой игре можно использовать различный раздаточный материал и задавать любой сюжет.
«Разноцветное путешествие»
Цель: развитие способностей к моделированию пространственных отношений между объектами, отражения в речи пространственного расположения объектов.
Ход игры:
1 –вариант. Педагог выкладывает ряд с разными игрушками и задает вопрос: «Между какими фигурами находится единорог?», далее употребляя различные термины – предлоги продолжает игру. Также предлагает ребенку самому расположить игрушку по указанию.
2 –вариант. Ребенку предлагается согласно инструкции разместить на столе игрушки Поп-Ит, например, «положи Поп-Ит круглой формы в правый нижний угол», «положи в центр», «выложи диагональ» и т. д.
«Кто больше назовет»
Цель: обогащение знаний и словарного запаса.
Ход игры:
Взрослый и ребенок по очереди называют по одному слову из актуальной для ребенка категории предметов и одновременно продавливают кружок. Взрослый озвучивает правило: повторяться нельзя. Примеры категорий: названия овощей, фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды. Упражнение можно провести в группе детей, в этом случае взрослый задает категорию и наблюдает за тем, чтобы участники игры не повторялись. Дети называют слова и передают игрушку Поп-Ит по кругу.
«Будь внимателен к словам»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ход игры:
Педагог или родитель читает или рассказывает историю. Когда в тексте встречаются слова, которые обозначают цвет, ребенок быстро нажимает на ячейку того же цвета.
«Ищем клад»
Цель: развитие устойчивости внимания, познавательных интересов.
Ход игры:
Перед началом игры педагог подкладывает под несколько ячеек Поп-Ит маленький «клад» (шарик Марблс, ракушку, бусинка, детали «Лего», игрушки из любимого Киндер-сюрприза и т. д.). Задача ребенка: поочередно продавливая ячейки игрушки, в заданном педагогом направлении, найти «клад». Результатом данной игры может быть продукт - например, для девочки браслет на руку, а для мальчика – собранная фигура из деталей конструктора.
«Выбирай – цифра или буква»
Цель: развитие представлений о графическом видении цифр и букв, мелкой моторики, обогащение знаний и активизация речи.
Ход игры :Ребенку нужно по образцу выложить на Поп -Ит цифру или букву из предлагаемых предметов (камушки Марблс, пуговицы, мозаика, а затем произнести звук буквы или название цифры (в пределах 10).
«Ходилка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательных процессов, когнитивных способностей.
Ход игры:
Дети поочередно бросают игральный кубик, продавливают на Поп-Ит ячейки согласно выпавшему на кубике числу. Победителем становится тот, кто первым закончит «путь» по
«Повтори узор»
Цель: развитие познавательных действий, формирование умения работать по образцу.
Ход игры:
Для игры нужны две прямоугольные формы Поп-Ит 6*6 кружков. Педагог на одном поле дает образец узора. Задача ребенка правильно изобразить узор на другом поле. Усложнение: повторить узор с той же последовательностью нажатий, что и взрослый.
«Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Ход игры:
Педагог дает задание – поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук одной руки и указательным, средним, безымянным пальцами, мизинцем соединить кольцо с большим пальцем и в то же время по очереди нажимать на ячейки Поп-Ит другой рукой. Затем руки поменять.