Получи документы

Игровой массаж как средство воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни

Ильмира Османова
Игровой массаж как средство воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.

Публикация «Игровой массаж как средство воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни» размещена в разделах

Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Поэтому обоснованием наиболее эффективных средств для оздоровления детей является актуальной проблемой.

К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях роль игрового массажа значительно уменьшается, ведь организм ребенка все время развивается и по характеру своих реакций на различные внешние воздействия отличается от организма взрослого человека.

Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. Детский игровой массаж влияет на физическое и психическое развитие ребенка, стимулирует прирост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубоко лежащих тканей. Укрепляя организм ребенка и способствуя бурному развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

Использование игрового массажа с детьми дошкольного возраста будет способствовать сохранению и укреплению их психического и физического здоровья, а также к воспитанию основ ведения здорового образа жизни.

Большой вклад в разработку методики проведения игрового массажа внесли А. А. Остроумов, В. А. Манасеин, С. П. Боткин, А. А. Вельяминов и др.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение основных объемов информации, выделение фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы создаются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научно обоснованных принципах, последовательности режимных процессов, их продолжительности, рациональном питании, двигательном режиме, закаливании - их проведение и формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок с объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, то есть научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем - и в период обучения в школе, и после непрерывно на протяжении все его жизни.

В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. Как целевой ориентир показателем результативности и качества образования детей рассматриваются начальные компетентности ребенка – интеграционно-личностные характеристики, определяющие его способность к решению различных доступных жизненных программ. В системе основополагающих ключевых компетенций дошкольников выделяют начальные ключевые и начальные специальные компетентности.

И. М. Воротилкина отмечает, что в структуре начальных ключевых компетенций на первом месте находится начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержкой, укреплением и сохранением здоровья. Под «культурой здоровья» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и хранить его; валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с предоставлением элементарной медицинской, психологической самодиагностики и самопомощи.

Таким образом, привлечение дошкольников к основам здорового образа жизни можно представить в следующей последовательности: валеологические знания практические умения начальная здоровьесберегающая комптетентность.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что привлекать дошкольников к здоровому образу жизни нужно, начиная с самого раннего возраста. Это привлечение должно проходить через все виды детской деятельности.

Особую роль в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни играет физкультурно-оздоровительная работа. Одним из компонентов этой работы является игровой массаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку осознать свой организм и укрепить свое здоровье.

Массаж – научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа, поскольку способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

Методики, разработанные известными специалистами российской педиатрии (в первую очередь А. Ф. Туром, его учениками и последователями, уже много лет успешно применяются в детских медицинских и оздоровительных учреждениях, практический опыт, накопленный за долгие годы, и последние научные исследования позволяют считать массаж эффективным и, что очень важно, безопасным средством профилактики и лечения большого числа заболеваний, коррекции нарушений развития опорно-двигательной и нервной систем.

В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, такими как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, а также в целях воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно-оздоровительной работы ДОУ детский игровой массаж [3].

Свою работу мы начали с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка группы, уровня его психического и физического развития, наличия заболеваний, при которых показан или противопоказан массаж.

Поскольку массаж должен проводить специалист, мы решили применять точечный массаж, которым могут овладеть как взрослые, так и дети.

Точечный самомассаж – это нажатие подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприорецептивних точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, имея возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» с собственным телом в игровой ситуации и мнимым проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, носу и ушах, а также на пальцах рук.

В своей работе мы широко используем так называемую «Гимнастику маленьких волшебников». При проведении такой гимнастики происходит целенаправленное нажатие на биологически активные точки. Ребенок в этой гимнастике не просто «работает» - он играет, лепит, разминает, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, влияет на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто прекрасное, развивает в ребенке положительное ценностное отношение к собственному телу.

В процессе работы используется игровой метод обучения массажа по методике специального закаливания детей А. Уманской и К. Динейка. Обучение простым массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж сами, одновременно представая персонажами сказки, развлечения, путешествия. Они бывают и лисичкой, и снеговиком, и петушком, и веселой лягушкой. Дети закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую моторику пальцев рук.

При проведении массажа детей учатся не нажимать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

В своей практике я использую следующие виды массажа :

массаж стоп : ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам; самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках»); катание стопами различных предметов (гимнастической палки, массажного мяча, орехов, специальных тренажеров).

массаж рук и пальцев рук : самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»; пальчиковая гимнастика; массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов; ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки);

массаж спины : игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»; массаж специальными и самодельными массажерами; массаж гимнастическими палками; массаж при выполнении перекатов на спине «качалочки» вперед - назад, в стороны; упражнения на мяче (большом);

массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды) : игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем себя», «Снеговик» и др. ;

массаж тела и ног : игровой самомассаж «Лисичка», «Лягушки», «Мочалочка»; массаж специальными и самодельными массажерами; растирание массажными рукавицами; выполнения упражнений «Бревно», «Змея».

Для создания позитивного отношения к массажу в своей работе мы используем музыкальное сопровождение в виде песен (Рейки-рельсы, Мячик, Лошадка и др.). Песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение.

Таким образом, игровой массаж влияет на физическую подготовленность детей и способствует воспитанию у дошкольников основ здорового образа жизни. Значительное улучшение показателей будет происходить только в том случае, если игровой массаж будет носить не случайный характер, а прочно войдет в систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, будет осуществляться планово, целеустремленно и систематически на всех этапах физкультурно-оздоровительной работы.

Список литературы:

1. Абрамова Л. П. Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков для детей 2-4 лет / Л. П. Абрамова, Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М: Карапуз, 2003. – 37 с.

2. Аслан М. Массаж / М. Аслан – М. : Изд. :Кристина, 2007.– 77 с.

3. Банникова Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях / Л. П. Банникова. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. - 51 с.

4. Вейцман В. В. Детский массаж / В. В. Вейцман. - М. : Наука, 2001. - 152 с.

5. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / И. М. Воротилкина. - М. : Энас, 2006.– 144 с.

6. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет / И. С. Красикова. - СПб. : Корона-принт, 2003. - 336 с.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Опыт работы «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с помощью валеологии» Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Зумба Кидс, как средство формирования у дошкольников здорового образа жизни .

Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие,.

Консультация для педагогов «Подвижные игры — как средство формирования здорового образа жизни» План консультации 1 Методика организации подвижных игр 2 Классификация групп детей, имеющих различные физические возможности 3 Психологические.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его.

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников консультация для педагогов Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная.

Закаливание как средство формирования здорового образа жизни детей дошкольного возрастаЗакаливание как средство формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста В настоящее время в дошкольном образовании актуальной является проблема сохранения здоровья ребенка на основе здоровья формирующего образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой массаж как средство воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 12:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД