МААМ-картинки

Игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к динозаврам»

Елена Тюленева
Игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к динозаврам»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация проекта

Данный проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, родителей.

Цель данного проекта – формировать у детей старшего дошкольного возраста умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Публикация «Игровой проект для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие к динозаврам“» размещена в разделах

Реализация данного проекта в дошкольном учреждении позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Актуальность

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с «вымиранием» режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих детский сад, практически отсутствует.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

Режиссерские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры. Режиссерская игра дошкольников, которая проводится под наблюдением профессиональных педагогов или психологов, может многое рассказать о ребенке, показать его эмоциональное состояние, уровень развития, а также рассказать о том, что именно сегодня волнует маленького «режиссера».

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

«Режиссерская деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка игры заставляет волноваться, сопереживать персонажам (ролям отведенным режиссером) и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые», отмечал знаменитый педагог В. А. Сухомлинский.

Одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

В последнее время психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.

Еще одна причина того, что дети не играют - недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра - деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные, а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта - создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.

Тема проекта : «Путешествие к динозаврам».

Вид проекта : групповой, краткосрочный, игровой.

Участники проекта : воспитатель, дети и родители старшей группы.

Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Сроки выполнения проекта : 7.09.2015 - 25.10.2015 г.

Цель:

формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:

1) учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

2) формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

3) учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

4) воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Основные виды детской деятельности: познавательная, игровая деятельность.

Предполагаемые результаты в отношении детей :

1. Развит интерес к окружающим людям, стремление их понять, потребность в общении;

2. Развиты навыки общения, знания о нормах и правилах поведения;

3. Развиты игровые умения, навыки адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Сформировано положительное отношение к окружающим, правильная самооценка и сбалансированность эмоциональных состояний.

Предполагаемые результаты в отношении родителей:

1. Повышение компетентности в вопросах методов и приемов организации и проведения совместной деятельности с детьми;

2. Повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

• Принцип воспитывающего обучения. Л. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно».

• Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л. С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой».

• Принцип систематичности и последовательности. Я. А. Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

• Принцип доступности материала.

• Принцип наглядности. К. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету».

• Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

• Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

Эффективность работы по данному проекту будет отслеживаться по следующим критериям:

У детей :

- отражают в игре бытовые действия взрослых;

- отражают в игре сказочные сюжеты;

- используют в игре игрушки;

- рассказывают о происходящем в игре.

У родителей:

- проявляют активность участия в жизни группы и детского сада;

- повышается активность родителей в вопросах воспитания детей.

Этапы реализации проекта :

1. Организационно-подготовительный

2. Внедренческий

3. Заключительный

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируется:

- преобладающие виды игр, в которые играют дети;

- тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

- организация детьми игровой деятельности - сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;

- наличие и характер действий, направленных на построение игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета;

- наличие и характер действий, направленных на создание образа игрового персонажа в режиссёрской игре;

- особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;

- продолжительность игры.

Регистрация полученных данных ведется с использованием диагностической карты по режиссерской игре:

Таблица 1

Диагностическая карта по режиссерской игре (начало проекта)

Фамилия, имя ребенка, возраст Критерии оценки

Отражает в игре бытовые действия взрослых Отражает в игре сказочные сюжеты Использует в игре игрушки Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки Разговаривает за игрушки Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки Рассказывает о происходящем в игре Использует звукоподражания Сюжетные действия взаимосвязаны

А. Полина + + + + + +

Б. Саша + +

Б. Арина + + + + +

В. Софья + + + + + + +

В. Роман + + + + +

В. Дмитрий + + + + + +

Д. Анна + + + + + + +

К. Карина + + + + + +

К. Дмитрий + + + + +

К. Денис + + + + + + +

П. Семен + + +

П. Катя + + + + + + +

П. Дмитрий + + + + +

П. Алена + + + +

П. Катя + + + + +

Р. Соня + + + + +

С. Саша + + + + +

С. Марк + + + + + +

Т. Милана + + + + + + +

Ф. Семен + + + +

Ш. Вика + + +

Ш. Максим + + + + + + +

Я. Ксения + + + + + +

Таблица 2

Диагностическая карта по режиссерской игре (конец проекта)

Фамилия, имя ребенка, возраст Критерии оценки

Отражает в игре бытовые действия взрослых Отражает в игре сказочные сюжеты Использует в игре игрушки Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки Разговаривает за игрушки Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки Рассказывает о происходящем в игре Использует звукоподражания Сюжетные действия взаимосвязаны

А. Полина + + + + + + + + +

Б. Саша + +

Б. Арина + + + + + + +

В. Софья + + + + + + +

В. Роман + + + + + +

В. Дмитрий + + + + + +

Д. Анна + + + + + + +

К. Карина + + + + + + +

К. Дмитрий + + + + +

К. Денис + + + + + + +

П. Семен + + + + +

П. Катя + + + + + + +

П. Дмитрий + + + + + + +

П. Алена + + + + + + +

П. Катя + + + + + + +

Р. Соня + + + + + + +

С. Саша + + + + +

С. Марк + + + + + + +

Т. Милана + + + + + + + +

Ф. Семен + + + + + +

Ш. Вика + + + + +

Ш. Максим + + + + + + + +

Я. Ксения + + + + + + + + +

Оценив уровень развития режиссерской игры у дошкольников, разработан план мероприятий по реализации проекта.

Таблица 3

План работы над проектом

Срок реализации Форма работы Цель Участники мероприятия

Подготовительный этап

7.09.2015 – 11.09.2015 Диагностика Выявление уровня развития режиссерской игры Педагог, дети

Основной этап

14.09.2015– 17.10.2015 1. Определение целей и задач проекта.

2. Предварительная беседа с родителями по теме проекта

3. Сбор и подготовка методического материала

4. Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров

5. Беседа с детьми «Что мы знаем о динозаврах

6. Выставка энциклопедической литературы по теме проекта

7. Чтение книг по теме проекта

8. Просмотр мультфильма «Ледниковый период»

Занятие «Когда жили динозавры»

9. Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

10. Изготовление макета «Мир динозавров».

11. Развлечение «Путешествие с мир динозавров»

12. Режиссёрская игра «Планета динозавров» Знакомство детей с древними обитателями планеты, их многообразием, видами;

Формирование активной позиции родителей в вопросах воспитания детей;

Педагог, дети, родители

Заключительный этап

19.10.2015 – 23.10.2015 Подведение итогов игры. Выявление умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет Педагог, дети

Таблица 4

Динамика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством режиссерских игр

Уровни

Низкий Средний Высокий

Начало проекта 9% 76% 15%

Конец проекта 3% 70% 27%

Рисунок 1

Гистограмма уровней развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством режиссерских игр

Список использованной литературы:

1. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников. [Текст] / М. 1981. – 136 с.

2. Виноградова, Н. А. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / М. : 1991. – 234 с.

4. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992. – 358 с.

5. Лекционные материалы с курсов повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы детской игры в теории и практики дошкольного образования» [Текст] / Флегонтова Н. П., - М. ,2010

6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. [Текст] / М. : Просвещение, 1982. – 128 с.

7. Сафронова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафронова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 1. с. 50 – 56.

8. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей [Текст] / О. В. Солнцева – СПб. Речь; М. Сфера, 2010

9. Смирнова, Е. А. Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Издательский центр "Академия", 2000.

10. Якобсон, С. Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1968. - № 6

Публикации по теме:

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Социальная активность «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Игровой коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные потешницы» Игровой коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные потешницы» Задачи: 1. Образовательные: Продолжать обогащать.

Комплекс игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Комплекс игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста под музыку. Гимнастика в постели.

Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста Тема "Пришла весна" Цель: Укреплять здоровье детей путём совершенствования функциональных систем его организма. Прививать детям навык здорового.

Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста 1 часть Едем по лесной.

Организация игровой деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию» «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея.

Проект «Учимся говорить, играя». Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация: реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему.

«Школа Шапокляк». Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста к 80-тилетию киностудии «Союзмультфильм»«Школа Шапокляк». Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста к 80-тилетию киностудии «Союзмультфильм» Школа Шапокляк Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста к 80-ти летию со дня основания киностудии «Союзмультфильм».

«Юные пожарные» Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный»; - развитие мышления, внимания; - воспитание взаимопомощи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к динозаврам»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 17:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к динозаврам»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тюленева (УИ 152485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД