МААМ-картинки

Игровой самомассаж с детьми среднего дошкольного возраста

Наталья Грушева
Игровой самомассаж с детьми среднего дошкольного возраста

Особую роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играет физкультурно-оздоровительная работа. Одним из компонентов этой работы является игровой массаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку правильно осознать свой организм и укрепить свое здоровье. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам. Это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи, познавательной деятельности, развития межполушарных связей, развития мелкой моторики, релаксации, нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей. Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на фронтальных занятиях с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения в качестве релаксации или динамической паузы для отдыха детей.

Публикация «Игровой самомассаж с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В своей работе мы использовали разнообразные приёмы и виды игрового самомассажа.

Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.

Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег.

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому, что Мурка – кошка.

Циркулярное растирание кистей рук (намыливание рук мылом).

Не секрет для нас с тобой, каждый знает это –

Руки мой перед едой и после туалета.

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки паука).

Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.

Если надо наутек, выручают 8 ног.

Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

Разминание - основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка, дом завитушка.

Ползи по дорожке, Ползи по ладошке.

Ползи, не спеши рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси!

Га – га – га!

Есть хотите?

Да – да – да,

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.

Пунктирование 2 -5 пальцами (игра на пианино).

Кто там прыгает по крыше? Кап – кап – кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап – кап – кап.

Я усну теперь едва ли. Кап – кап – кап.

Может, кошек подковали? Кап – кап – кап.

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре, на росистом серебре

Барабанит, барабанит по сосновой по коре?

Дятел петь захотел, дятел носом песню спел.

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать в деревянную кровать.

Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело. Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Обратить внимание ребенку на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила, и жужжит как пчела.

И визжит и поет, соням спать не дает.

Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями

Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.

Для массажа использовали различные предметы.

Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка» - на каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

Самомассаж с прищепками - бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнение «клювы» - ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее Не видывал я,

Чем клювы у цапли И журавля.

Самомассаж с каучуковыми мячиками. Упражнение «Китайские шары» - ребёнок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строчки – смена рук.

Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.

С пробковыми массажёрами - массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.

С карандашами – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.

С рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток.

С бумагой – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.

Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок, как природный материал даёт заряд положительной энергией.

Мыльный – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.

В своей работе так же нами были использованы и сказки-массажи. Цель таких сказок: обучение детей приёмам саморегулирования и самомассажа с помощью игровых сказок. Дети очень любят сказки и с удовольствием в сказочно игровой форме узнают о строении своего тела и его функциональных возможностях. Таким образом мы подводим детей к пониманию необходимости заботы о своём здоровье.

Применяя игровые самомассажи, мы создали необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете покажи.

— Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —

растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца

другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их

друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к

груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом

Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

— Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить

стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

—Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

—На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

—Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

—Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

—По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!

— Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!

—Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки, Два — с другою повтори. Три — до локтя намочили, Четыре — с другою повторили. Пять — по шее провели, Шесть — смелее по груди. Семь — лицо свое обмоем, Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.

«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

-Утка крякает, зовет всех утят с собою

(поглаживать шею ладонями сверху вниз)

-А за ними кот идет, словно к водопою

(указательными пальцами растирать крылья носа)

-У кота хитрющий вид, их поймать мечтает

(пальцами поглаживают лоб от середины к вискам)

-Не смотри ты на утят, не умеешь плавать

(раздвинув указательный и средний пальцы сделать «вилочку» и массировать точки около уха) .

Массаж рук «Рукавицы».

Вяжет бабушка Лисица (имитация вязания)

Всем лисятам руковицы:(поочередное растирание пальчиков начиная с большого)

Для лисички Оли, для лисенка Коли

Для лисички Маши, для лисенка Саши,

А для Катеньки лисички (заканчиваем мизинцем)

маленькие рукавички

В руковичках да-да-да (растирание ладоней)

Не замерзнем никогда (хлопки руками) .

Массаж спины «Дождик».

(встать а круг паровозиком, и похлопывать по спине друг друга)

-Дождик бегает по крыше, кап-кап-кап-кап

По веселой звонкой крыше, кап-кап-кап-кап.

-Дома, дома, посидите, кап-кап-кап-кап

Никуда не выходите (постукивание пальчиками)

-Почитайте, поиграйте, кап-кап-кап-кап

А уйду, тогда гуляйте (поколачивание кулачками)

-Дождик бегает по крыше, кап-кап-кап-кап

По веселой звонкой крыше (поглаживание ладошками) .

Оздоровительный массаж всего тела «Хлопки».

Вот игра у нас какая: хлоп ладошка, хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой (шлепки по правой руке)

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щечкам)

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп (хлопки над головой)

По коленкам-шлеп, шлеп (хлопки по коленям)

По плечикам теперь похлопай! (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (шлепки по спине)

Хлопаем перед собой (шлепки по груди)

Справа-можем, слева-можем!

И крест накрест руки сложим (похлопывание по груди)

И погладим мы себя. Вот какая красота!

(поглаживание по рукам, груди, бокам, ног

Публикации по теме:

Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами игровой деятельности Тема: «Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях через игровую деятельность». Речевая.

Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Уважаемые коллеги! Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 1. Название проекта Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность 2. Автор.

Игровой самомассаж Игровой самомассаж. Диокер Татьяна Витальевна, воспитатель Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового.

Игровой самомассаж для дошкольников Особенности физического развития детей с речевыми недостатками: - нарушение дыхания и голосообразования; - нарушения общей и мелкой моторики;.

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности» Перспективный план Проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность» тема цель Методы, приемы.

План-конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Весна-красна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай муниципального.

Проект «Игровой самомассаж» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют.

Проект «Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» Актуальность проблемы. В современных требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности». Пояснительная записка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой самомассаж с детьми среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 18:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД