Папки-передвижки

Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста

Елена Жардимова
Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитателем работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.

Публикация «Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.

Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.

В своей работе стараюсь найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи дошкольников, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Одной из форм развития речи является игровой тренинг, включающий в себя различные словесные игры с «волшебными» предметами и без них.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Цветик-семицветик»

За каждым его лепестком таится новое задание.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

1-йлепесток игра Игра – знакомство «Передай колпачок»

- Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем, говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т. д. Итак, начинаем! (Под музыку участники мастер-класса передают колпачок друг другу.)

- Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

3-й лепесток игра «На что может быть похож»

На экране будут появляться картинки, а дети называют аналогичный предмет.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

4-й лепесток игра «Бывает или не бывает»

Дети поочерёдно придумывают разные предложения. Остальные участники игры хором утверждают: бывает это или не бывает.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

5-й лепесток Физминутка «Цветки»

Наши алые цветки (ладони соединить лодочкой перед собой)

Распускают лепестки, (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны)

Ветерок чуть дышит, (подуть на руки)

Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед-назад)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)

Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)

Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

6-й лепесток игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

7-й лепесток игра «Волшебная кисточка»

Один из ребят или воспитатель делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три – замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Постепенно усложняя, неоднократно повторяя игры, меняя задания в играх на обратные, побуждая ребенка самого загадывать, придумывать задания для своих сверстников, задавать вопросы и отвечать на них – мы обогащаем опыт ребёнка, развиваем его мышление. А это влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Такие тренинги побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых детей.

Публикации по теме:

Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2015 в 15:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жардимова (УИ 296112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД