Марина Юрьевна Пешехонова
Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы)
Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Рука должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья, фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».
Публикация «Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто ребята отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью рук. В этих условиях возрастает роль дидактических пособий, так как они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. При таком подходе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка, так как действовать с прищепкой можно только путём напряжения (сокращения) и расслабления мышц руки. Прищепки из пластмассы в широкой цветовой палитре легко приобрести в торговой сети.
Представляю вашему вниманию серию игровых пособий для развития ручной умелости, которые я активно использую на различных занятиях и во время самостоятельной деятельности детей.
Использование данных пособий в работе позволяет педагогу решать такие задачи:
закреплять знания основных цветов;
учить открывать и закрывать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки;
развивать мелкую моторику ручную, внимание, зрительное восприятие, мышление, речь, память;
воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата.
На начальном этапе лучше использовать пособия без каких-либо изображений (например, различные виды пластиковой тары разных цветов). Это позволяет ребёнку сконцентрировать всё внимание непосредственно на овладении навыкам работы с прищепкой.
В дальнейшем, когда дети усвоят само действие с прищепкой, целесообразнее предложить им пособия с различными изображениями.
В этом случае основное внимание будет направлено на объект и на определение зоны прикрепления прищепки с ориентацией на свет.
Это пособия : «Цветные ёжики», «Волшебные рыбки», «Весёлые гномики», «Кактус», «Лев», «Чудо-птица», «Лошадка».
Варианты заданий педагога могут быть самыми различными, к примеру: «Гномики очень хотят, чтобы бороды у них стали длинные. Помоги гномикам, но не забудь, что у каждого из них борода и шапочка одного цвета»; «В лесу живут цветные ёжики, они потеряли свои иголки. Помоги ежам найти свои иголки…».
Дети в игровой форме делают пушистые гривы коньку и льву, большой хвост жар-птице, цветные хвостики волшебным рыбкам, колючки у кактуса и т. д. эти красочные образы вызывают у детей эмоциональный отклик и желание играть долгое время. Дети с воодушевлением дополняют недостающие части у изображений путём прикрепления прищепок. Сопровождают свои действия речью, дают имена персонажам, играют с ними, создают композиции, придумывают истории.