Игровые методики в логопедической практике

денисова Наталья
Игровые методики в логопедической практике

МЕТОДИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. В игре дети чувствуют себя свободно и уверенно, лучше и быстрее запоминают предложенную им информацию. Поэтому в своей коррекционной работе я стараюсь использовать наряду с традиционными и современные игровые методики.

Одна из главных задач коррекционно-развивающего процесса в подготовительной к школе логопедической группе –формирование предпосылок к обучению элементам грамоты. У всех детей со сложной структурой речевого дефекта не сформирован или недостаточно сформирован фонематический слух и как следствие –низкий уровень навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов. А именно высокий уровень сформированности данных навыков является базовым условием для успешного овладения детьми чтением и особенно письменной речью.

I. Одна из лучших и любимых мною и детьми методик-«Круги Луллия»

«Круги Луллия» вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, вызывают положительные эмоции у детей

Описание дидактического пособия:

На стержень нанизываются 2 (3) круга разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов(8).На них располагаются предметные картинки символы звуков, схемы позиционного анализа слов, звуковые схемы слов, буквы, слоги, цифры. Круги и стрелка свободно двигаются.

Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

1. На нижнем круге - предметные картинки, на верхнем - цифры. Ребенок раскручивает стрелку, на нижнем круге выпадает картинка. Задание - назвать картинку, сосчитать количество звуков в слове и совместить картинку с соответствующей цифрой.

2. На нижнем круге - звуковые схемы слов, на верхнем круге - предметные картинки.Задание: подобрать картинку к соответствующей звуковой схеме, для этого нужно дать характеристику первого и последнего звуков в слове (согласный твердый, согласный мягкий, гласный).

3. На нижнем круге - буквы (гласные первого ряда, на верхнем круге -картинки.Задание: подобрать картинку, в названии которой ты слышишь этот звук.

4. На нижнем круге – буквы (гласные второго ряда в позиции начала, середины и конца слова,на верхнем круге - предметные картинки.Задание: подобрать картинку к выпавшей схеме.

5. На нижнем круге - предметные картинки, на верхнем - гласные буквы.Задание: произнести название выпавшей картинки, определить количество и последовательность гласных звуков в слове и подобрать соответствующий сектор на верхнем круге.

6. На нижнем круге - слоги, на втором круге - слоги, на третьем круге -цифры.Задание: прочитать выпавший слог, подобрать подходящий слог, прочитать слово и придумать предложение с этим словом (в предложении должно быть определенное количество слов-3.4.5.)

7. На нижнем круге - слова, на втором круге - звуковые схемы, на третьем круге - цифры.Задание: прочитать слово, дать характеристику первому и последнему звуку,подобрать соответствующую схему, сосчитать количество слогов в слове и подобрать соответствующую цифру.

Используя методику «Круги Луллия»я решаю следующие задачи:

-развиваю фонематические процессы;

-формирую навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

-закрепляю навыки послогового чтения;

-развиваю логическое мышление, внимание, память;

- уточняю и расширяю словарный запас и навыки использования различных лексико-грамматических конструкций.

Данная методика многофункциональна - ее с успехом можно применять и для развития связной речи детей, для закрепления обобщающих понятий и в коррекционной работе по автоматизации и дифференциации звуков в речи (для этого необходимо на круги прикрепить соответствующие предметные или сюжетные картинки.) Пособие легко изготовить в домашних условиях -понадобятся картонные круги разного диаметра (можно использова ть старые виниловые пластинки,стержень и части от детской пирамидки, стрелку делаем из картона.

Фото

Игровые методики в логопедической практике

II.В коррекционной работе по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий использую методику мнемотехники.

У подавляющего большинства детей с речевыми дефектами не сформирована или недостаточно сформирована связная речь (рассказ, пересказ с помощью, со смысловыми пропусками и ошибками, с нарушением связности изложения).Именно поэтому работе по развитию связной речи уделяется особое внимание. Использование методики мнемотехники позволяет превратить процесс обучения в увлекательную игру.

Мнемотехника-совокупность приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки или символы. В результате текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, дети с легкостью воспроизводят стихотворение, рассказ, скороговорку, загадку.

Методика мнемотехники в логопедиипомогает решать следующие задачи:

-развивает связную речь, увеличивает словарный запас;

- формирует наглядно-образное и абстрактное мышление;

- расширяет представления об окружающем мире;

-ускоряет процессы автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

-учит ребенка думать, рассуждать, высказывать свои мысли ;

- улучшает память, внимание, воображение, фантазию.

Структура мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемоквадрат - это отдельная карточка –изображение с закодированной информацией. Рисунок на квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание. Это может быть как предмет,так и действие.

Мнемодорожки - это линейно расположенные 3 или более мнемоквадратов. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию.

Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложена определенная информация.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

В своей логопедической практикея активно использую именно мнемотаблицы при :

-Обучении составлению описательных, творческих рассказов;

-при заучивании стихов;-

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при пересказах авторских произведений.

На фронтальных занятиях по развитию связной речи я использую комплект мнемотаблиц Волковой Ю. С., на индивидуальных и подгрупповых занятиях использую мнемодорожки и мнемотаблицы из учебно-методических комплектов Н. Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» и Н. Е Арбековой «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».

Алгоритм заучивания стихотворения по мнемотаблице.

1. Выразительно читаем стихотворение.

2. Уточняем смысл, объясняем значение новых для детей слов.

3. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют, смотря на таблицу. Разбираем содержание каждого квадрата в мнемотаблице.

4. Еще раз читаем все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

.5. Дети «читают»мнемотаблицу сами.

Пример:

С использованием мнемотаблиц можно отрабатывать чистоговорки и любой другой речевой материал.

Алгоритм пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем текст еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у детей возникла четкая взаимосвязь-слово-картинка.

3. Обсуждаем изображение в каждом квадрате, задавая вопросы по содержанию текста, уточняем значение новых слов.

4. Читаем рассказ еще раз.

5. Просим детей пересказать рассказ с опорой на картинки.

Пример: Рассказ «Осень». Наступила осень. Дни стали короче. Дует сильный порывистый ветер. Часто идут дожди. Люди надевают теплую одежду. С деревьев опадают разноцветные листья Начался листопад. С полей, садов и огородов собирают урожай овощей и фруктов. Лесные животные готовят запасы на зиму.

Фото

Алгоритм составления описательного рассказа.

1. Озвучить для детей вопрос, показывая на квадрат, к которому он относится.

2. Уточнить, понятно ли почему в квадрате нарисовано именно такое изображение.

3. Привести пример описания.

4. Попросить детей составить описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Фото:

Основные правила использования методики.

1. Последовательность. Сначала-мнемоквадрат,потом-мнемодорожки и мнемотаблицы.

2. Нормирование. Детям не предлагают больше 2 таблиц в день.

3. Эмоциональность.

4. Разнообразие. К однотипным изображениям дети быстро теряют интерес.

Методика мнемотехники доказала свою высокую эффективность в коррекционной работе учителя-логопеда. Мнемотаблицы всегда вызывают у детей только положительные эмоции, желание попробовать самим пересказать стихотворение или рассказ.

III.В коррекционной работе по автоматизации звуков в речи хорошо себя зарекомендовала методика «Лэпбук»

За счет своей наглядной привлекательности лэпбук является прекрасным способом подачи всей имеющийся информации в компактной форме.

С целью оптимизации работы по автоматизации звука «Р» посредством выполнения развивающих заданий и игр мною был изготовлен лэпбук «Озорные звуки и буквы».

Использование лэпбука «Озорные звуки и буквы»помогает решить следующие задачи:

_ формировать осознанное произношение звуков;

- закрепить правильное произношение звука» р» в слогах, словах, чистоговорках и связной речи;

- развивать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать навыки слогового чтения ;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Пособие «Озорные звуки и буквы»имеет ряд преимуществ: оно полифункционально (возможно использовать как в подгрупповой так и в индивидуальной работе, универсально (речевой материал может меняться,дополняться в зависимости от изучаемых и нарушенных звуков.)

1.Упражнения на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

-«Путаница» - предлагается распутать слово (а, б, р, ы—рыба)

- «Цветные звуки» - составить звуковую схему предлагаемого слова с использованием цветных фламастеров

- «Звук спрятался» - определить позицию звука в слове

-«Озорные буквы» - разгадать кроссворд

-«Узнай звук» - дать характеристику предлагаемому звуку.

2. Упражнения на формирование навыков слогового чтения, навыков слогового анализа и синтеза:

-«Слоговое лото» - составить слова из предложенных слогов;

-«Почитай-ка» - сложи сюжетную картинку и прочитай предложение;

-«Хозяйка гусеница» - сложи картинку, прочитай слово;

-«Слоговой поезд» - раздели слово на слоги и помести картинку в соответствующий вагончик;

-«Картинку собирай, слово читай!»;

-«Придумай предложение!» - придумать предложение по опорным картинкам и составить его схему;

- «1.2,3,-к слогу подбери!» - подобрать слова-картинки к определенному слогу;

- «Ученый муравьишка» - чтение слогов и слов ;

3. Упражнения на развитие логического мышления, внимания,памяти:

-«Подружи слова» - работа с деформированным предложением;

-«Загадочное дерево» - отгадать загадки ;

4. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

«Умелые пальчики» - обвести картинку по трафарету и выполнить штриховку по образцу;

«Выложить из палочек» - выложить из палочек предложенный узор и выучить стихотворение.

фото

Результатом использования лэпбука является осознанная работа по исправлению нарушенного звука, осмысление ребенком необходимости правильного произношения звука в самостоятельной речи. Для активизации внимания и развития познавательной мотивации в каждое задание включен яркий наглядный материал. Во время выполнения заданий ребенок материал привлекают ребенка и он еще не раз возвращается к папке, чтобы поиграть, незаметно повторяя пройденный материал. Внешняя привлекательность лэпбука позволяет проводить обучение интересно. Дети учатся находить информацию самостоятельно. Процесс работы с лэпбуком объединяет логопеда, детей и родителей и вносит много положительных моментов в коррекционный процесс.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике»Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Игровые методики в логопедической практике
Опубликовано: 29 октября 2020 в 10:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

«Теремок». Сценарий празднования Покрова в младшей группе
ТЕРЕМОК Действующие лица: Осень Хозяйка взрослые Медведь Лисичка Зайчик Под р. н. м. «Вологодский краковяк» Хозяйка заводит детей в зал. Хозяйка...
Фотоотчет праздничного мероприятия в средне-старшей группе «День матери»
Пожалуй нет на свете лучшего слова, чем Мама. Мама- самый лучший, нежный и любимый человек на всем белом свете. Это и подтверждают следующие строчки...
Фотоотчёт о экспериментальной деятельности «Цветные льдинки» в младшей группе
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет краску( и меняет цвет, при низкой температуре замерзает ( превращается в лёд....