Лучший педагог года

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (3 фото)

Анастасия Глинина
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Фото №1 Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья – очень распространенное явление, имеющее стойкий характер и затрагивающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Одним из распространенных речевых нарушений является - нарушение произношения звуков. Очень часто это нарушение входит в состав других, более сложных речевых расстройств. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения.

Публикация «Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов : развитие моторики речевого аппарата; отработка правильного произношения звуков; автоматизация и дифференциация звуков до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Дефектологам и логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является третий этап. Нередко дефекты звукопроизношения у детей с ОВЗ по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Необходимое условие быстрой автоматизации звука – постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в речи.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, можно использовать вспомогательные приемы. Одним из них является использование в работе мелких объемных или плоских игрушек. Этот прием также помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия (что особо важно при работе с детьми с ОВЗ). Игровая ситуация создает непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, повышает речевую мотивацию.

Этот прием мы используем в своем пособии «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СТАРИЧКА ЗВУКОВИЧКА».

Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат. С целью превращения автоматизацию звуков в увлекательную и эмоциональную игру было разработано пособие «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СТАРИЧКА ЗВУКОВИЧКА». В коррекционную работу был введен персонаж – старичок Звуковичок, который приходит в гости и путешествует по волшебной стране звуков. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели у Звуковичка имеется такая форма поощрения, как сладкий приз.

Пособие «Приключение старичка Звуковичка» состоит из 4 разделов:

«Сказки старичка Звуковичка» :

- развитие дыхания;

- артикуляционная гимнастика для звука;

- правильное положение языка (артикуляционный профиль);

- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);

- отработка произношения изолированного звука;

- автоматизация звука на уровне слога.

«Письмо старичка Звуковичка» (конверт с картинками).

ЦЕЛЬ: автоматизация звука в словах, дифференциация смешиваемых звуков в словах.

«Расскажи Звуковичку».

ЦЕЛЬ: автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях.

«Логопедический островок». Сочиняем сказку.

- автоматизация звука в связной речи (рассказы, скороговорки, стихи)

- обучение сочинению коротких сказок на заданную тему используя плакат речи используем поставленный звук). Принцип работы с пособием: логопед обращается к детям – «Старичок Звуковичок предлагает нам стать волшебниками и превратить этот островок в живой мир». Островок «заселяется» различными персонажами. Дети придумывают о них сказки, далее могут самостоятельно выбирать героев.

Данное пособие развивает у дошкольников интерес к занятиям, обеспечивает контроль за своей речью и тем самым превращает коррекционное занятие в увлекательную и эмоциональную игру. Сказочный персонаж Старичок Звуковичок приходит и на фронтальные занятия.

Работая над звукопроизношением, можно также использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе

отработки изолированных звуков.

• расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;

«ездить» на маленькой игрушечной машине по нарисованным дорожкам разной длины, и произносить звуки р-р-р.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на уровне слога.

• запоминание и повторение слоговых рядов в словосочинении с движениями рук, туловища:

ша – руки вперед шо – руки вверх шу – руки опустить

«игра на пианино» (картонный муляж). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами руки и петь: су-со-сы-са. Можно предложить спеть грустную или веселую песенку, громкую или тихую.

«Волшебной палочки», которая своим стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

• Игра «Проведи слог по звуковой дорожке» : одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе автоматизации звуков в словах.

• игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «сложи слово», «Назови детеныша» и др.)

«Шаги» : сделать шаг вперед при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово). При ошибочном ответе - шаг назад.

«Рыбалка» : в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове.

Варианты заданий при работе на уровне предложения.

«Живые слова» : каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;

«Скажи и покажи» : составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы;

«Прошагай предложение» : ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Фото №2 Одним из распространенных речевых нарушений является нарушение произношения звуков
Публикации по теме:

Кружковая работа. «Корзина с фруктами»Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок "Разноцветная палитра". Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 6 января 2014 в 17:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД