Получи документы

Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста

Наталья Кротова
Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее детство является очень коротким периодом в жизни человека. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Развитие ребенка в данный период – это мощный и надежный фундамент, который поможет в будущем чувствовать уверенность в своих силах – и в учебе, и в повседневной жизни.

Лев Семенович Выготский писал, что ранний возраст сензитивен во всем. Поэтому на педагогах лежит большая ответственность. И чем меньше ребенок, тем более профессиональными должны быть кадры, работающие с ним. Необходимо обладать не только психологической наблюдательностью, владеть диагностическими методиками, но и знаниями психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений. Вовремя определить проблемы в социально-коммуникативном развитии ребенка и помочь преодолеть их – важнейшая задача педагога.

Публикация «Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально- коммуникативного развития являются :

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Обратим внимание на два основных понятия, составляющих феномен «социально-коммуникативное развитие» : социализация и коммуникативное развитие.

Исследуя проблему социализации дошкольника в семье и образовательном учреждении, Н. А. Вальнер ввела термин «дошкольная социализация», под которым понимается развитие, подразумевающее усвоение культурно-исторического опыта, семейных традиций, овладение коммуникативными умениями, оценкой собственной и совместной деятельности.

Целью социализации дошкольников является построение отношений с окружающим миром, основой которого является согласование своих стремлений со стремлениями других, объективные закономерности развития природных и социальных систем, взаимодействующих с ними.

Коммуникативное развитие – длительный, цикличный и качественно неоднородный процесс, который происходит через постепенную смену форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, внутри которых происходит становление и развитие коммуникативных умений и навыков (М. И. Лисина).

Сегодня возникает необходимость поиска и соответственно выбора наиболее оптимальных путей социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Данная проблема достаточно актуальна, потому что до недавнего времени большее внимание уделялось дошкольному возрасту – среднему, старшему, нежели раннему.

Считаем целесообразным познакомиться с игровыми приемами, направленными на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста.

Прежде всего, разберемся, что же такое «игровые приемы»?

Игровые приемы – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Любые игровые приемы обладают типичными признаками, прежде всего, для них характерно наличие игровой задачи, а также игровых действий.

Игровая задача – это определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия.

Игровые действия, с помощью которых и решаются игровые задачи.

Приведем примеры игровых приемов, которые можно использовать для детей раннего возраста с целью их социально-коммуникативного развития.

Например, для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками можно использовать игровой прием «Вместе весело танцуем».

Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. Взрослый напевает песенку:

Маша любит танцевать, ножкою притопывать.

Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины, берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится вместе с ребенком. Затем предлагается детям взяться за руки и всем вместе покружиться и спеть.

На первый взгляд совершенно обычный прием, но следует понимать, что только создание благоприятной атмосферы, включение всех детей в игровой процесс обеспечит полноценное взаимодействие детей друг с другом.

Для становления самостоятельности, саморегуляции собственных действий у детей раннего возраста рекомендуется игровой прием ««Наглядные напоминания».

Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки». Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не его контролируют, а он сам вспоминает. Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание – нарисуйте новую. Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе! Примеры напоминаний: рисунки «как собрать игрушки», «как почистить зубы».

Усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе можно реализовывать с помощью игрового приема «Утешение».

Педагог предлагает несколько ситуаций, где дети находят путь их решений. Например :

- Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.

- Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

- Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.

Для развития эмоциональной отзывчивости рекомендуем применять игровой прием «Спаси птенца».

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

С целью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации можно использовать игровой прием «Накроем праздничный стол».

Педагог сообщает о том, что сегодня у бабушки день рождения, поэтому мы должны ей помочь, накрыть праздничный стол. Детям даются поручения – постелить скатерть, поставить салфетки, разложить чашки, тарелки и т. д.

Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества рекомендуется использовать игровой прием «Поможем детскому саду».

Педагог говорит детям о том, что детский сад большой, малышей много в нем, иногда не успеют работники что-то сделать. И нужно друг другу помогать. Поэтому предлагается одним детям – вытереть игрушки влажной тряпочкой, другим – дать веник, с третьими – пойти поливать цветы и др.

С целью формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно применять игровой прием «Как сделать правильно?».

Сюда можно включить использование ИКТ-технологий. Показать детям небольшой видеоролик 1-2 минуты, демонстрирующий хорошее и плохое поведение. Педагог после просмотра рассказывает детям, что та делать можно, а так ни в коме случае нельзя.

Игровых приемов для социально-коммуникативного развития существует огромное количество. Педагогу дается широкий диапазон возможностей для творчества и фантазии. Но обязательным условием является соответствие этих игровых приемов возможностям детей раннего возраста.

Таким образом, из выше сказанного очевидной становится актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Чтобы обеспечить гармоничность процесса социально-коммуникативного развития детей раннего возраста, педагогу необходимо методически грамотно подходить к выбору содержания игровых приемов, соответствующих возрасту и особенностям раннего возраста, а также к организации непосредственно игровой ситуации.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2021 в 20:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кротова (УИ 2117378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД