Наталья Кротова
Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство является очень коротким периодом в жизни человека. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Развитие ребенка в данный период – это мощный и надежный фундамент, который поможет в будущем чувствовать уверенность в своих силах – и в учебе, и в повседневной жизни.
Лев Семенович Выготский писал, что ранний возраст сензитивен во всем. Поэтому на педагогах лежит большая ответственность. И чем меньше ребенок, тем более профессиональными должны быть кадры, работающие с ним. Необходимо обладать не только психологической наблюдательностью, владеть диагностическими методиками, но и знаниями психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений. Вовремя определить проблемы в социально-коммуникативном развитии ребенка и помочь преодолеть их – важнейшая задача педагога.
Публикация «Игровые приемы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально- коммуникативного развития являются :
- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Обратим внимание на два основных понятия, составляющих феномен «социально-коммуникативное развитие» : социализация и коммуникативное развитие.
Исследуя проблему социализации дошкольника в семье и образовательном учреждении, Н. А. Вальнер ввела термин «дошкольная социализация», под которым понимается развитие, подразумевающее усвоение культурно-исторического опыта, семейных традиций, овладение коммуникативными умениями, оценкой собственной и совместной деятельности.
Целью социализации дошкольников является построение отношений с окружающим миром, основой которого является согласование своих стремлений со стремлениями других, объективные закономерности развития природных и социальных систем, взаимодействующих с ними.
Коммуникативное развитие – длительный, цикличный и качественно неоднородный процесс, который происходит через постепенную смену форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, внутри которых происходит становление и развитие коммуникативных умений и навыков (М. И. Лисина).
Сегодня возникает необходимость поиска и соответственно выбора наиболее оптимальных путей социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Данная проблема достаточно актуальна, потому что до недавнего времени большее внимание уделялось дошкольному возрасту – среднему, старшему, нежели раннему.
Считаем целесообразным познакомиться с игровыми приемами, направленными на социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста.
Прежде всего, разберемся, что же такое «игровые приемы»?
Игровые приемы – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Любые игровые приемы обладают типичными признаками, прежде всего, для них характерно наличие игровой задачи, а также игровых действий.
Игровая задача – это определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия.
Игровые действия, с помощью которых и решаются игровые задачи.
Приведем примеры игровых приемов, которые можно использовать для детей раннего возраста с целью их социально-коммуникативного развития.
Например, для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками можно использовать игровой прием «Вместе весело танцуем».
Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. Взрослый напевает песенку:
Маша любит танцевать, ножкою притопывать.
Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.
Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,
Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.
Затем взрослый держит куклу за руки (со спины, берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится вместе с ребенком. Затем предлагается детям взяться за руки и всем вместе покружиться и спеть.
На первый взгляд совершенно обычный прием, но следует понимать, что только создание благоприятной атмосферы, включение всех детей в игровой процесс обеспечит полноценное взаимодействие детей друг с другом.
Для становления самостоятельности, саморегуляции собственных действий у детей раннего возраста рекомендуется игровой прием ««Наглядные напоминания».
Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки». Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не его контролируют, а он сам вспоминает. Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание – нарисуйте новую. Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе! Примеры напоминаний: рисунки «как собрать игрушки», «как почистить зубы».
Усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе можно реализовывать с помощью игрового приема «Утешение».
Педагог предлагает несколько ситуаций, где дети находят путь их решений. Например :
- Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
- Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
- Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
Для развития эмоциональной отзывчивости рекомендуем применять игровой прием «Спаси птенца».
Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.
С целью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации можно использовать игровой прием «Накроем праздничный стол».
Педагог сообщает о том, что сегодня у бабушки день рождения, поэтому мы должны ей помочь, накрыть праздничный стол. Детям даются поручения – постелить скатерть, поставить салфетки, разложить чашки, тарелки и т. д.
Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества рекомендуется использовать игровой прием «Поможем детскому саду».
Педагог говорит детям о том, что детский сад большой, малышей много в нем, иногда не успеют работники что-то сделать. И нужно друг другу помогать. Поэтому предлагается одним детям – вытереть игрушки влажной тряпочкой, другим – дать веник, с третьими – пойти поливать цветы и др.
С целью формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно применять игровой прием «Как сделать правильно?».
Сюда можно включить использование ИКТ-технологий. Показать детям небольшой видеоролик 1-2 минуты, демонстрирующий хорошее и плохое поведение. Педагог после просмотра рассказывает детям, что та делать можно, а так ни в коме случае нельзя.
Игровых приемов для социально-коммуникативного развития существует огромное количество. Педагогу дается широкий диапазон возможностей для творчества и фантазии. Но обязательным условием является соответствие этих игровых приемов возможностям детей раннего возраста.
Таким образом, из выше сказанного очевидной становится актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Чтобы обеспечить гармоничность процесса социально-коммуникативного развития детей раннего возраста, педагогу необходимо методически грамотно подходить к выбору содержания игровых приемов, соответствующих возрасту и особенностям раннего возраста, а также к организации непосредственно игровой ситуации.
Спасибо за внимание!